Книга "Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей" Галанов А.С.—— 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006 г.

В I части мы описали особенности развития психических процессов, снабдив описание таблицами, в которых в обобщенном виде представлены реакции детей определенного возраста. За критерий отбора мы приняли легко фиксируемые показатели, а именно — поведение детей.

После описания каждого психического процесса приведены игры по развитию детей. Это позволит строить индивидуальную программу занятий с ребенком в зависимости от его особенностей. Следует учитывать, что игры должны быть приятны ребенку, вызывать радость от общения с родителями и другими взрослыми, а не усталость.

Во II части приведены основные показатели физического развития детей. Со временем показатели физического развития перестают играть столь важную роль в формировании здоровой психики ребенка, но в возрасте до 5-ти лет они так же важны, как и показатели психического развития детей. Своевременно выявленные отклонения можно скорректировать специальными упражнениями, приведенными в этой части книги.

Специальная глава посвящена организации физической безопасности ребенка. Окружающая среда может оказывать как травмирующие, так и развивающие воздействия на детей. Правильно организованная, физически безопасная среда сохранит здоровье вашего ребенка. А перечень рекомендуемых игрушек и пособий поможет взрослым лучше сориентироваться в современных игрушках и подобрать только полезные и соответствующие возрасту игры.

Оглавление

Введение

Общие особенности развития детей от трех до пяти лет

Психическое развитие детей от трех до пяти лет.

Развитие памяти

Игры для развития памяти

Развитие речи

Игры для развития речи

Мышление

Игры для развития мышления

Восприятие

Воображение

Игры для развития воображения

Социальные навыки

Игры, способствующие формированию социальных навыков

Самообслуживание

Советы и игры по освоению навыков самообслуживания

Особенности физического развития. Нормы развития и двигательной активности для детей от трех до пяти лет

Двигательная активность ребенка

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

Процессы: восприятия, внимания, мышления и воображения у дошкольников

 

Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.

Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.

 

Физкультура и спорт для самых маленьких. Физкультурные занятия с детьми. Подвижные игры.(подборка книг)

Книга “Для самых маленьких” Пономарев С. А. повествует о физическом развитии организма ребенка (от рождения до 7 лет), о том, какие возрастные изменения происходят в его физиологических и двигательных функциях. Даются советы по организации режима дня малышей, гигиены и закаливанию, построению занятий физическим и упражнениям и с детьми .

Рассчитана на молодых родителей и воспитателей детских дошкольных учреждений.

 

- Физическая культура для детей дошкольного возраста (учебные пособия)

Магомедов Р.Р. "Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста". В учебно-методическом пособии представлены материалы по программно-методическому обеспечению организации и функционирования групп предшкольной подготовки в области физической культуры с целью получения общего дошкольного образования детьми из разных социальных слоев населения, разработанные на основе антропологического подхода.

Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей педагогических вузов, воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников, слушателей повышения квалификации и всех тех, кто интересуется проблемами антропологии детства.

 

Визит к врачу - это тоже подготовка к школе

 

"Руководство к лабораторным занятиям по возрастной анатомии и физиологии: Учебно-методическое пособие для педагогических факультетов высших учебных заведений по специальности "Дошкольная педагогика и психология"." Шаханова А.В., Хасанова Н.Н. - Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 2004. - 102 с.

Учебно-методическое пособие включает описание лабораторных работ по всем темам курса возрастной анатомии и физиологии, которые знакомят студента - будущего работника дошкольного учреждения со строением и функциями органов и систем детского организма, механизмами адаптации ребенка к условиям среды.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и работников дошкольных учреждений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

2. Гуминский А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии /А.А. Гуминский, Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.

3. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно- двигательный аппарат) /Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. - М.: Просвещение, 1986. - 287 с.

4. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма (Внутренние органы) /Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. - М.: Просвещение, 1976. - 239 с.

5. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение, 1978. - 287 с.

6. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена /А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. -319 с.

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3 Основы учения о клетке и развитии организма

РАБОТА 1. Строение нервных клеток и нерва 5

РАБОТА 2. 0пределение уровня физического развития детей. Определение "школьной зрелости" детей по тесту Керна-Ирасека физиология вожбуждения

РАБОТА З. Наблюдение процесса возбуждения на нервно- мышечном препарате при действии различных раздражителей 12

РАБОТА 4. Практическое применение биоэлектрических явлений 14

РАБОТА 5. Итоговое занятие. Физиология возбуждения (вопросы) 15

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

РАБОТА б. Топография и строение спинного мозга. Соматические спинномозговые рефлексы человека 16

РАБОТА 7. Наблюдение спинномозговых рефлексов. Зависимость времени рефлекса от силы раздражения 19

РАБОТА 8. Торможение спинномозговых рефлексов при сильном афферентном раздражении. Действие стрихнина и наркоза на нервную систему 22

РАБОТА 9. Итоговое занятие. Физиология нервной системы, её развитие с возрастом 24

РАБОТА 10. Строение головного мозга человека. Методы определения функциональной асимметрии мозга у 25 детей

РАБОТА 11. Функции различных отделов головного мозга 29

РАБОТА 12. Выработка условного рефлекса и некоторых видов торможения у детей на словесный раздражитель 31

РАБОТА 13. Высшая нервная деятельность человека 35

РАБОТА 14. Итоговое занятие. Физиология высшей нервной деятельности 39

ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ

РАБОТА 15. Физиология анализаторов 40

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

РАБОТА 16. Строение скелета человека, возрастные особенности строения скелета 45

РАБОТА 17. 0сновные группы скелетных мышц человека 46

РАБОТА 18. 0пределение физической работоспособности по показателям 48

ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ

РАБОТА 19. Рассматривание под микроскопом окрашенных препаратов крови лягушки и человека

РАБОТА 20. 0пределение количества гемоглобина в крови человека, групп крови и времени свертывания крови

РАБОТА 21. Итоговое занятие. Кровь, её возрастные особенности (вопросы). Выполнение самостоятельной работы 55

ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

РАБОТА 22. Топография и строение сердца 58

РАБОТА 23. Наблюдение фаз сердечного цикла 59

РАБОТА 24. 0пределение артериального давления, частоты пульса, минутного и систолического объемов сердца до и после физической нагрузки

РАБОТА 25. Рефлекторные изменения работы сердца (рефлекс Ашнера). Самоконтроль за деятельностью сердца человека 63

РАБОТА 26. Итоговое занятие. Физиология кровообращения (вопросы). Выполнение самостоятельной работы

ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ

РАБОТА 27. Строение органов дыхания. Исследование функции внешнего дыхания 69

РАБОТА 28. Итоговое занятие. Дыхание, возрастные особенности дыхания (вопросы). Выполнение самостоятельной работы 72

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

РАБОТА 29. Строение и расположение органов пищеварения. Исследование перевариваемости белка желудочным соком 74

РАБОТА З0. Итоговое занятие. Физиология пищеварения, возрастные особенности (вопросы). Выполнение самостоятельной работы

ПИТАНИЕ

РАБОТА 31. Составление пищевого рациона для детей 78

ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННЫХ ЖЕЛЕЗ

РАБОТА 32. Итоговое занятие. Физиология желез внутренней секреции, их возрастные особенности. Выполнение самостоятельной работы 83

Тесты для итогового самоконтроля знаний по возрастной анатомии и физиологии для студентов дошкольного отделения педагогического факультета

Библиографический список 91

 

Развитие здорового ребенка (http://forums.rusmedserv.com)

Мы посовещались и решили начать с перевода серии статей уже знакомой на РМС Американской ассоциации педиатров (American Academy of Pediatrics (AAP)).

© Karen Frazier Photography © Vincent Iannelli, MD

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте двух лет?

На втором году жизни ваш ребенок уже прекрасно научится ползать, начнет ходить и даже немного разговаривать. Ближайшие несколько лет ребенок будет занят изучением границ, обусловленных вашими правилами и его собственными физическими возможностями и развитием. Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие

• Самостоятельная ходьба

• Ходит, волоча за собой игрушки

• Ходит, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек

• Начинает бегать

• Встает на цыпочки

• Бьет ножкой по мячу

• Заползает и сползает с мебели без помощи других людей

• Ходит вверх и вниз по лестнице с поддержкой

• Развитие мелкой моторики и движений рук

• Сам рисует каракули

• Переворачивает емкости, чтобы вылить содержимое

• Стоит башню из четырех или даже больше кубиков

• Некоторые дети чаще пользуются какой-то одной рукой

Развитие языковых навыков

• Показывает на предмет, который называют ему другие люди

• Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела

• Произносит несколько не связанных друг с другом слов (к году и трем месяцам – полутора годам)

• Употребляет в речи простые словосочетания (к полутора – двум годам)

• Говорит предложениями из двух-четырех слов

• Исполняет простые просьбы

• Повторяет слова, которые слышит в речи других людей

Развитие процесса познания

• Находит предметы, спрятанные за тремя-четырьмя другими

• Начинает объединять предметы в группы на основе сходства из формы или цвета

• Начинает играть в символические игры

Социальное и эмоциональное развитие

• Копирует поведение других, особенно взрослых людей и детей, которые старше его

• Все лучше осознает свою отдельность от других людей

• Все с большим удовольствием общается с другими детьми

• Проявляет все большую независимость

• Начинает проявлять непослушание

• Страх разлуки проявляется все сильнее по мере того, как возраст ребенка приближается к полутора годам, и затем угасает

Контроль за развитием ребенка

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте двух лет:

• К полутора годам не начал ходить

• Через несколько месяцев после начала ходьбы ребенок не начинает ходить, как взрослые, ставя ногу сначала на пятку, а потом на носок; или же ходит только на цыпочках

• К полутора годам не произносит как минимум пятнадцати слов

• Не использует в речи простые предложения, состоящие из пары слов

• К возрасту год и три месяца не знает предназначения самых распространенных предметов быта (щетки, телефона, дверного звонка, вилки, ложки)

• К концу описываемого периода развития не начинает копировать действия или повторять слова

• К возрасту двух лет не исполняет простые просьбы

• К возрасту двух лет не научился катить игрушки на колесиках

Самойленко В.В.

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте трех-четырех лет?

С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период "ужасных 2-х лет" и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» - от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет. Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие

• подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.

• поднимается и спускается по лестнице без поддержки

• пинает мяч

• подбрасывает мяч вверх

• почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки

• движется проворно, как лицом вперед, так задом наперед

Развитие мелкой моторики и движений рук

• копирует квадратные формы по образцу

• рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела

• пользуется ножницами

• рисует круги и квадраты

• начинает срисовывать по образцу большие буквы

Развитие языковых навыков

• различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)

• совершенствует основные грамматические навыки

• говорит предложениями из 5-6-ти слов

• говорит достаточно чётко - так, что его понимают даже незнакомые люди

• рассказывает истории

Развитие процесса познания

• правильно называет некоторые цвета

• имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел

• подходит к проблемам со своей точки зрения

• начинает обретать чувство времени

• выполняет просьбы, требующие совершения трех действий

• вспоминает части рассказа

• различает понятия «одинаковое» и «разное»

• Играет в фантазийные игры

Социальное и эмоциональное развитие

• с интересом относится ко всему новому

• объединяется и взаимодействует с другими детьми

• играет в "маму" или "папу"

• проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр

• сам одевается и раздевается

• с ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации

• становится более независимым

• представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения

• воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами

• часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью

Контроль за развитием ребенка

Поскольку каждый ребёнок развивается по-своему, индивидуально, невозможно точно сказать, когда или как ваш ребёнок усовершенствует то или иное качество. Достижения развития, описанные здесь, помогут вам получить общее представление о том, каких изменений вы можете ожидать, но не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Однако, поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития для его возрастного уровня.

• не может подбрасывать мяч

• не может подпрыгнуть на месте

• не может кататься на 3-х колёсном велосипеде

• не может держать мелок (каркандаш) в пальцах

• с трудом рисует каракули

• не может поставить 4 кубика один на другой

• по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят

• не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия

• игнорирует других детей

• не общается с людьми которые не являются членами его семьи

• не использует фантазию в играх

• сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом

• выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается

• не может нарисовать круг по образцу

• не использует предложения больше чем из 3-х слов

• неправильно употребляет слова «я» и «ты»

Самойленко В.В.

Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?

Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.

Посмотрим на некоторые другие достижения.

Двигательное развитие

• Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше

• Подпрыгивает, кувыркается

• Раскачивается, карабкается (на что-либо)

• Возможно, перепрыгивает (через что-либо)

Развитие мелкой моторики

• Копирует треугольники и другие геометрические фигуры

• Рисует человека с телом

• Пишет некоторые буквы

• Одевается и раздевается без помощи

• Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож

• Обычно сам заботится об использовании туалета

Развитие языковых навыков

• Вспоминает часть рассказа

• Произносит фразы более чем из пяти слов

• Использует будущее время

• Рассказывает длинные истории

• Называет свое имя и адрес

Развитие процесса познания

• Может пересчитать десять и более предметов

• Правильно называет не менее четырех цветов

• Лучше представляет себе понятие времени

• Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)

Социальное и эмоциональное развитие

• Хочет радовать друзей

• Хочет быть похожим на своих друзей

• Легче соглашается с правилами

• Любит петь, танцевать и разыгрывать представления

• Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей

• Знает о различии полов

• Может отличить фантазию от реальности

• Иногда настойчив, иногда очень отзывчив

Контроль за развитием ребенка

Поскольку каждый ребенок развивается своим, особенным образом, невозможно предсказать, когда именно или как ваш дошкольник достигнет совершенства своих навыков. Достижения в развитии, указанные здесь, дадут Вам лишь общее представление о переменах, ожидаемых по мере взросления ребенка, но не беспокойтесь, если его развитие идет немного другим путем. Тем не менее, обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в этом возрасте.

• Ведет себя очень испуганно или робко

• Ведет себя очень агрессивно

• Не может расстаться с родителями без сильного протеста

• Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше пяти минут

• Мало интересуется игрой с другими детьми

• Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно

• Редко использует воображение или имитирование в игре

• Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени

• Не интересуется новыми видами деятельности

• Избегает или сторонится других детей и взрослых

• Не выражает широкого диапазона эмоций

• Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета

• Не может различать фантазию и реальность

• Выглядит необычно пассивным

• Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)

• Не может правильно назвать свои имя и фамилию

• Не использует в речи множественное число и прошедшее время

• Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях

• Не может построить башню из шести-восьми кубиков

• Испытывает неудобство, держа карандаш

• Испытывает трудности, снимая одежду

• Не может эффективно чистить зубы

• Не может вымыть и вытереть руки

Самойленко В.В.

(Источник: http://forums.rusmedserv.com)

 

- Физическое развитие детей (http://forums.rusmedserv.com)

Девочки от 2 до 20 лет

 

Мальчики от 2 до 20 лет

 

Линия №1 это абсолютная норма Но ведь есть те, кто выше, и те, кто ниже. Так вот линия №2 это "просто норма" Поле, между двумя линиями №2 - это тоже "просто норма".

Поле между второй и третьей линией - это пограничные значения, которые могут быть истолкованы врачом как патология (если есть другие симптомы) а может оказаться и полной нормой (скажем, если в семье все низкорослые, или имеют крупный размер головы - то и для ребенка это скорее окажется нормой). Иными словами - если значения выпали в эту зону - решать врачу.

А вот линия №3 это граница нормы. Все, что выходит за нее - отклонения от нормы, требующие выяснения причин этого - то есть медицинского обследования. Нижняя линия это 5й процентиль, а верхняя - 95й (на таблицах ниже). Составление графиков очень удобно тем, что врач и вы сами могут видеть тенденцию, а не только одномоментные показатели. Если вес сперва приблизился к линии №2, потом пересек ее, то ждать до №3 не надо, нужно показать ваш график врачу (в том числе - очному педиатру)

(рост - stature, вес - weight, возраст - age, девочки - girls, мальчики - boys)

 (Источник: http://forums.rusmedserv.com)

 

- "Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий" Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН.2008. – 216 c.: ил.

Монография обобщает результаты лонгитудинальных исследований физического развития детей и подростков, проводимых НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН в течение 50 лет. В ней рассмотрены методические подходы к сбору данных о физическом развитии детей, оценке показателей физического развития на популяционном и инди- видуальном уровнях. Представлены материалы об изменениях в процессах роста и развития детей и подростков в последние десятилетия, связи с состо- янием здоровья и факторами среды обитания и условиями жизнедеятель- ности, описано физическое развитие социально различающихся популяций детей и подростков.

Монография предназначена для врачей отделений организации медицин- ской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях детских поликлиник, врачей и специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологической надзор, научных сотрудников в области гигиены и охраны здоровья детей и подростков и педиатрии, работни- ков образовательных учреждений. Может быть полезна студентам, врачам- интернам, обучающимся в системе последипломного профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . .5

Основные термины и определения . .7

Глава 1. Методы изучения физического развития детей и подростков (Баранов А.А., Кучма В.Р.) . . 12

Глава 2. Основные закономерности роста и развития детей и подростков (Баранов А.А., Кучма В.Р.) . . 38

Глава 3. Особенности физического развития и функциональные возможности современных подростков 15-17 лет (Кучма В.Р., Ямпольская Ю.А.) . . 53

Глава 4. Физическое развитие социально различающихся популяций детей и подростков (Кучма В.Р., Скоблина Н.А.) . . 75

4.1. Гигиеническая характеристика социально различающихся популяций детей и подростков, проживающих на различных территориях России в первом десятилетии XXI век . . 75

4.2. Физическое развитие социально различающихся популяций детей и подростков, проживающих на различных территориях России в первом десятилетии XXI век . .  97

Глава 5. Информативность методик оценки показателей физического развития при ведении социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового населения (Кучма В.Р., Скоблина Н.А.) . . 125

5.1. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростков на популяционном уровне . . . 125

5.2. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростков на индивидуальном уровне (Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Пинелис В.Г., Карганов М.Ю). . 160

Глава 6. Теоретическое обоснование подходов к оценке показателей физического развития детей и подростков (Кучма В.Р., Скоблина Н.А.) . . 180

Глава 7. Оценка показателей физического развития при проведении профилактических медицинских осмотров детей и подростков в образовательных учреждениях (Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Ямпольская Ю.А.) . .196

Список литературы . . .211

 

- "УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Пособие для медицинских работников." РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Москва, 2010 г.

Пособие разработано для медицинских работников отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Современные тенденции в физическом развитии младших московских школьников 5

Информативность методик оценки физического развития 9

Универсальная методика оценки физического развития 17

Примеры оценки физического развития детей с использованием универсальной методики 24

Нормативы физического развития 25

Литература 33