"Развитие рисуночной деятельности личности в дошкольном возрасте"
(Источник: www.psi.lib.ru)
Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний. Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка имеет важное значение. Оно получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом. Большую роль в развитии исследований детского рисунка сыграли работы А.В. Кларка, М. Линдстрома, Г. Кершенштейнера, Е.Х. Кнудсена.
Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, Е.И. Игнатьев, И.П. Сакулина Г.В. Лабунская, З.В. Денисова, Л.Н. Бочерникова, В.С. Мухина.
Анализируя детские работы, многие авторы обращают внимание на то, как в них передается окружающая ребенка действительность и какой личностный смысл в это вкладывается. Исследователи детского рисунка подчеркивают, что в нем изображается, и, по существу, не отличается от словесного рассказа. Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.
Таким образом, можно сказать, что изобразительная деятельность детей к настоящему времени изучена достаточно широко. Мы остановимся лишь на детях дошкольного возраста.
К концу 3 года жизни малыш проявляет большой интерес к изобразительной деятельности, понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает под руководством взрослого элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками, глиной действия с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные. Он смело и самостоятельно рисует, лепит все, что хочет, будучи уверен, что у него получается прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становления большей самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.
Несмотря на чрезвычайное несовершенство своих рисунков, ребенок уже в этом периоде смело берется за передачу на бумаге наиболее трудных предметов: излюбленными темами его "художества" являются люди и животные. Из простых по своей форме объектов он останавливается почти исключительно на домах. Такие вещи, как чашка, стакан, шкаф, цветок, даже дерево сравнительно редко являются источником его вдохновения, вернее сказать, только тогда, когда они так или иначе связаны с "любимыми" темами. В своем отборе, следовательно, руководствуется не простотой предмета, а тем моментом, который в это время у него всюду вызывает наибольший интерес - движением (динамичность детского рисунка). Даже дом, нечто безусловно статичное, наделяется некоторым динамичным признаком: из его трубы всегда валит дым.
Разные авторы вносят свой вклад в разработку методики рисунка на заданную тему, которые становятся весьма мощным психодиагностическим средством. Несмотря на различия в схемах интерпретации, вариации процедур, можно условно выделить основные параметры интерпретации рисунка семьи: а) структура рисунка семьи; б) особенности нарисованных членов семьи; в) процесс рисования.
Интерпретация структуры рисунка семьи (расположение фигур, сравнение составов нарисованной и реальной семьи). Получив инструкцию "нарисуй свою семью", ребенок не просто решает творческую задачу, но и в первую очередь определенным образом структурирует воображаемую социальную ситуацию. Считается, что такое задание предоставляет ребенку возможность выразить свои чувства к другим членам семьи, субъективную оценку собственного места в семье. Эти психологические параметры отражаются в особенностях структуры семьи и, следовательно, могут быть идентифицированы специалистом. Такой подход основывается на гипотезе о том, что структура рисунка семьи не является случайной, а связана с переживаемыми и воспринимаемыми внутрисемейными отношениями. Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребенка к ним, то, как ребенок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него более значимые, какие вызывают тревогу.
Наиболее известный тест Ф. Гудинаф "Нарисуй человека" как метод диагностика интеллекта, также популярен в мировой психодиагностической практике. Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребенка. Важно подчеркнуть, что несмотря на неоднократно подтвержденную высокую надежность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Ограничиваться одним данным тестом при обследовании ребенка недопустимо; тест может выступать как часть обследования.
В силу того, что большинство дошкольников и младших школьников любят рисовать, данные тесты могут помочь установить контакт с ребенком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных диагностических методик.
Являясь одним из важных видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Занятие искусством от неуверенности в себе - потому что показывают, что каждый может спокойно высказывать свою точку зрения и что его захотят понять. А также и от излишней самоуверенности, так как становится понятно, сколько труда надо вложить в удачную работу. Во время занятий изобразительным искусством происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит терапия изобразительной деятельности, которая уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.
В раннем творчестве детей выражено счастье, которое приносит детям искусство. Вместе с тем, назначение детского творчества смягчать жизненные бури. Поэтому надо, чтобы в детстве было как можно больше творческой радости жизни, так как она - залог будущей душевной силы и равновесия.
Нежейко Я.В.
(МОСУ)
Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги “Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности.” Кожохина С. К. — М.: ТЦ Сфера, 2002.
Изостудия — это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, т.е. одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии; левши и правши; дети из обеспеченных и малоимущих семей.
Главная цель для педагога — это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство и тревога), то это отражается в его рисунке. Достичь психологического здоровья ребенка помогают игры: психокоррекционные, арт-терапевтические, психотерапевтические и развивающие. В процессе игры мы формируем личностные качества ребенка, развиваем его эмоционально-чувственную сферу.
Маленький художник
Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
В дошкольном периоде особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, воображения, образного мышления. Задача педагога — развить интерес к изобразительному искусству и потребность в нем.
Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира.
Желательно, чтобы в студию приходили дети начиная с четырехлетнего возраста. Тогда своевременно получат определенное развитие все стороны психики ребенка, будет заложен фундамент для дальнейшего роста, формирования основ личности. Стараясь управлять своим поведением и деятельностью, малыш учится предвидеть ее результат и контролировать его достижение. Формируется адекватность эмоций и чувств, навыки самооценки.
Ребенок может длительное время находиться без родителей, он самостоятелен, учится сам себя обслуживать. Включение в разные виды деятельности формирует у ребенка определенные навыки и умения, способности и личностные качества. Малыш активен в познавательной деятельности. Он способен правильно выразить свою мысль с помощью речи. У него «формируется произвольность психических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение» [27], как это отмечают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина. В этом возрастном периоде совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, объема, пространства и времени.
Хочется отметить, что именно четырехлетние дети достаточно хорошо владеют карандашом и кистью как средством, передающим настроение, эмоции и ощущения. Ребенок непосредственно передает свое отношение к изображаемому, обозначает на листе существенные признаки предмета, может заменить объект каким-либо знаком.
Все названные основные направления психического развития ребенка активно формируются на грани четырех лет, поэтому так важно не упустить этот момент и начать грамотно развивать ребенка как самодостаточную и творческую личность. Н. Басина, О. Суслова указывают на то, что «маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует» [З]. Дошкольник приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в этом возрасте для ребенка не представляет особого труда спроецировать чувственный опыт на цвет, линию, форму, звук и движение. По утверждению тех же авторов, «у маленького ребенка все каналы восприятия открыты», а мы лишь помогаем ему сначала узнать, потом найти и извлечь самое ценное, что он хранит в себе, его чувства, а затем удивиться им и запомнить их. Маленький ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.
Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
По мнению В. Штерна, рисунок ребенка — отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрес-сивный характер — ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.
Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.
Н.П. Сакулина считает, что к 4—5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествования (у них изображение дополняется речью и приобретает игровой характер). Г. Гарднер называет их «коммуникаторами» и «визуализаторами». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, драматическое действие, общение; вторые сосредоточиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимание на окружающее.
Это противопоставление можно проследить на конкретных детях, занимающихся в изостудии. Дети, склонные к сюжетно-игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у этих детей хуже. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве.
Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.
По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок — одна из таких опор.
Американские авторы В. Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии.
По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи. Особо важно отметить экспрессивную функцию рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.
Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им наибольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).
В связи с необходимостью развития у детей способностей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство — существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.
Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира
Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в передаче художником своего внутреннего «Я», собственного взгляда на мир. Развитие чувственности напрямую связано с основами художественной грамотности.
Детям важны беседы о чувствах. Им необходимо знать, какие существуют чувства, что с их помощью можно выразить, как ими можно делиться. Дети должны знать, что существует много способов выражения чувств и их оттенков. На занятиях ребенок узнает, что органы чувств дают сигналы об изменениях в окруающей среде и в его организме посредством ощущений. Наша поза и ритм дыхания отражают то, что мы чувствуем. На занятиях с помощью жестов, мимики и различных поз дети учатся выражать определенные эмоции, настроения: обиду, хитрость, спокойствие, слабость, горе, злость, гнев, радость, стыд, гордость, испуг, расстроенность, одиночество, любовь, симпатию, ревность, зависть, удовольствие и др.
Прежде чем нарисовать портрет любого героя, мы описываем его характер, выражаем свои эмоции по отношению к образу. Рассказываем детям, как изменяются черты лица в зависимости от нашего настроения. Много говорим о цвете, который помогает выражению эмоций. Учимся на палитре подбирать гамму цветов и оттенков как для добрых и счастливых образов, так и для коварных и жестоких. Соответственно получаем такие оттенки и цвета:
желтый, оранжевый, охристый, розовый, светло-зеленый, серо-желтый — для положительных героев; красный, фиолетовый, коричневый, серый, черный, голубой, темно-зеленый, синий и др. — для отрицательных героев.
Мы учимся прислушиваться к себе, к нашим чувствам. Иногда какое-то шестое чувство подсказывает и ведет художника в его работе над картиной. Это непонятное чувство можно назвать интуицией. Зачастую художник не может объяснить создание восхитительной, необыкновенно чистой и прозрачной цветовой гаммы — он получил ее интуитивно. Интуицию можно назвать чутьем, возникающим, скорее, помимо разума. Иногда наше тело познает истину раньше, чем сформируются мысли и слова.
Интуицией обладают все маленькие дети. Это чувство особенно важно для будущих художников, и оно нуждается в развитии. Его можно тренировать и совершенствовать подобно остальным чувствам. Слух и зрение, обоняние, вкус и осязание мы зачастую рассматриваем как нечто само собой разумеющееся, хотя у всех нас имеется гораздо больше потенциальных возможностей их использования, чем мы думаем. Чувство интуиции имеет широкий диапазон и может включать в себя такие процессы, как воображение, фантазирование, предвидение и др. Возможно, интуиция имеет отношение к той части нашей внутренней сути, которая простирается за границы тела и разума. Упражнения, включающие фантазию и опыт построения образов, повышают уровень интуиции человека.
Создание мысленных картин во время прослушивания музыки, шумов, путем осязания разных объектов и пробы на вкус с закрытыми глазами, вдыхания ароматов — хороший пример упражнений, способствующих самораскрытию, поиску новых сторон естества, росту личности.
Как рисуют одаренные правша и левша
Одаренный правша начинает работу от какой-то части единого целого, а затем строго, логически выстраивает связи между объектами, анализируя их, создает свою композицию. У него все взаимосвязано от начала до завершения работы.
Левша работает по-другому. Его настолько захватывает предложенная тема, что он едва успевает угнаться за своими мыслями, переводя их в конкретные зрительные образы. Он раскидывает на листе свои персонажи сначала без видимой связи. Но, что самое интересное и важное, ребенок по завершении работы создает целостную картину и находит едва уловимые связи между объектами, объединяя их единым смыслом.
Делая работу в цвете, правша опирается на приобретенные ранее знания по цветоведению, а если их не хватает, то вспоминает, используя свой жизненный опыт, или спрашивая у педагога. Работая в цвете, правша думает, куда положить тот или иной цвет, повинуясь законам цветоведения. Он постоянно анализирует взаимодействие цветовых оттенков, вспоминая свой опыт наблюдения цвета в жизни.
Левша действует и творит чувствами, а не умом. Работает по наитию, используя свое воображение. Погружаясь глубоко в свой внутренний мир, практически находясь в бессознательном состоянии, он активно и динамично кладет один мазок за другим, что-то бормоча себе под нос. И, что самое главное, повинуясь своим чувствам и интуиции, левша настолько грамотно, необыкновенно красиво и профессионально заливает работу цветом, что просто диву даешься.
Еще один интересный момент из наблюдений: одаренный правша всегда знает, как нарисовать, но иногда затрудняется, что нарисовать. А левша наоборот: на каждую предложенную тему у него создается в голове, а потом на листе большое количество персонажей, но все они выполняются очень обобщенно, без мельчайших деталей.
Правша работает более аккуратно с цветом. Его мазки точно ложатся по контуру предмета или внутри его. Левша в экстазе вылезает за контуры предмета, порой не видя их. Где были нарисованы какие-то мелкие детальки, там получается большое общее пятно.
В завершение работы на листе у правши все очень тщательно выверено, дотошно прорисовано, поэтому на заключительном этапе работу приходится обобщать.
У левши все наоборот. Много красивых цветовых пятен, все они гармонируют между собой, но все настолько обобщенно, что в этой работе даем ребенку совет — чуть конкретизировать главный персонаж, прорабатывая мелкие детали.
Предметные образы в работе у правши более похожи на реальные, чем у левши. Левша может придумать необыкновенные фантазийные образы, не имеющие с реальностью никакой связи. Правша воображает и сочиняет не менее интересные образы, но строит их с учетом реальных объектов.
По мнению художников, пластичность образов, линий и цветовых пятен — необходимый компонент в построении композиции. Левше пластика удается без всякого труда, он работает интуитивно. Работы левшей полны движений, динамичны, богаты разнообразием линий. Работы правшей более статичны, в них нет такого порыва действий и движений. Те качества, о которых говорилось ранее и которые присущи левше, очень важны в изобразительном искусстве. Это и цветовое решение, и композиция, и пластика. Творческая изобразительная работа определяется художниками по следующим критериям: нестандартность, своеобразность, оригинальность манеры исполнения, романтизм, образность, преобладание субъективно насыщенных эмоций, богатство цветоощущения. Главными являются три компонента: колорит, пластика и композиция. Рассмотрим подробнее содержание каждого.
Колорит. Интересное, даже неожиданное цветовое решение работы. Это и темпераментное, эмоциональное настроение, и богатство сближенных пастельных оттенков. Творчество там, где цвет звучит и поет, эмоционально воздействуя на зрителя. Пластика. Интересно переданы движения, жесты, мимика. В работе не должно быть статики. Интересна динамичность в передаче цвета, линий, формы. Композиция. Ребенок, не обладая багажом знаний о законах построения композиции, интуитивно ее выстраивает. Малыш настолько погружается в свою работу, что в момент рисования представляет с ней одно целое. Почувствовав себя в замысле произведения, ребенок ни на что происходящее рядом не отвлекается, окружение для него в этот момент перестает существовать. В таком состоянии, как бы живя в своей работе, ребенок чувствует, что, где и как проложить линией и цветом. Очутившись «внутри работы», он творит на уровне чувств и эмоций.
И если правшу в чем-то приходится учить, чтобы сделать творческий продукт, то левша от природы наделен важными для художника качествами: образностью мышления, богатством воображения, целостностью восприятия, эмоциональностью, чувствительностью и внушаемостью. Поэтому левши в изобразительном искусстве — это потенциал его развития, это новые имена, способные заявить о себе по всему миру.
Использование сенсорных систем ребенка
Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств, или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Они помогают воспринимать и формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. На ранних этапах своего развития ребенок узнает окружающий мир и приобретает первые навыки главным образом с их помощью. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорно-двигательный период развития формирует и эмоционально окрашивает весь последующий процесс познания. Передавая информацию в мозг, детские ощущения непосредственно влияют на общий уровень интеллекта.
В идеале желательно, чтобы все сенсорные процессы у ребенка развивались синхронно, сбалансирование. Именно этого мы добиваемся на занятиях изобразительной деятельностью. Однако каждый ребенок по-своему приобретает жизненный опыт, который в сочетании с врожденными особенностями определяет его сенсорную ориентацию, т.е. при выполнении какой-либо познавательной задачи или расширении опыта предпочтение отдается одной из сенсорных систем. Через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние мы осознаем самих себя и контактируем с миром. Однако в своем дальнейшем развитии многие из нас утрачивают полноту осознания своих ощущений.
Фантазии
Мы убеждены в чрезвычайной ценности фантазии для развития детей. Д. Зингер и другие авторы провели многочисленные исследования, которые достоверно показали, что дети, способные к игре воображения, имеют более высокий показатель интеллекта (Щ), легче преодолевают трудности, а развитие способности к воображению улучшает их адаптационные возможности и процесс обучения.
Процесс фантазирования, а именно то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он избегает, а также узнать, что можно ожидать от него в будущем, исходя из его фантазий. Мы создаем условия, способствующие фантазированию. Детские фантазии — своеобразное выражение чувств, а ведь в чувствах ребенка выражается его истинная суть. Дети возводят мир фантазий, потому что они обнаруживают, что в их реальном мире им трудно жить.
Игровые психотерапевтические техники
Приведём игровые психотерапевтические техники разных авторов: - Техника использования метафор, сказок и сочинения историй - Рисунок-игра - Игра «Выдерни соломинку» - Техника «Разрывание бумаги» - Игра «Шкала гнева» и т.д.
Формирование целенаправленного внимания
«Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной, познавательной. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не может преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Для того, чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого», — утверждает А.Д. Андреева.
Развитие произвольного поведения
По мнению А.Д. Андреевой, «дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития волевой сферы личности ребенка не только вследствие его высокой сенситивности к развивающим воздействиям, но и с точки зрения временной перспективы, ибо является периодом активной подготовки к переходу на следующий, очень важный этап жизни — поступление в школу» [31]. В произвольных действиях содержание мотива и цели не совпадают. Чтобы выполнить действие, ребенок должен понимать это соотношение. Он начинает заранее планировать собственные действия, регулировать свое поведение, оценивать полученные результаты с помощью слова. Главным приобретением дошкольника в развитии воли являтся определенный уровень организованности, навыки поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо». На развитие поведения ребенка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит игре.
Развитие мышления и речи
«Развитие речи предполагает расширение активного словарного запаса, развитие связной речи и формирование речевого мышления. Большую роль в развитии мышления ребенка играет умение выделять существенные признаки предметов, синтезировать Их в едином представлении, устанавливать смысловые связи и отношения и передавать их посредством связной речи», — утверждает Д.Д. Андреева [31]. Практически на любом занятии в изостудии от детей требуется выполнение действий, в которых активно участвуют два важнейших психических процесса, неразрывно связанных друг с другом, — речь и мышление.
P.S.
Рекомендуем:
- "Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников" Козырева С.П.
- Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях
- "Творческая нереализованность как источник школьной дезадаптации" Максимова С.В.
- "Формирования приемов художественной деятельности у детей различных возрастов" Корнеева В.А.
- "Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет" Исхакова Г.Т.
- "Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников" Инжестойкова В.А.
- "Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников" Танина Л.В.
- "Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности" Степанова В.А.
- "Творческие работы в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста" Щередина Н.И.
- "Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет" Сулейманян А.Г.
- "Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства" Шевченко Т.С.
- Изотерапия как средство социокультурной адаптации дошкольника
- Развитие творческих способностей ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью
- "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. 3-е издание, доработанное." Авторы: Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, В.А.Езикеева, Е.В.Лебедева, А.А.Грибовская, Т.Г.Казакова, О.И.Нерсесова, Л.А.Парамонова. - М.: Просвещение, 1991.
В пособии раскрываются цели и задачи курса, его значение для профессиональной подготовки воспитателя детского сада, некоторые вопросы теории искусства. Основное место в пособии отводится методике обучения изобразительной деятельности и конструированию во всех возрастных группах детского сада.
- "Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей." Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова - М.: Просвещение, 1973. - Б-ка воспитателя детского сада
В пособии раскрывается содержание обучения изобразительной деятельности во всех группах детского сада, даются рекомендации по обучению детей рисованию, лепке, аппликации, по отбору программного материала для занятий, установлению последовательности и взаимосвязи их, по использованию разнообразных методов руководства деятельностью детей. В приложении имеются примерные планы и конспекты отдельных занятий.
- "Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов" Комарова Т. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г. - 160 c.
В пособии представлены методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется развитию художественно-творческих способностей дошкольников. Методическое пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования и руководителям художественных студий.
В пособии представлены методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется развитию художественно-творческих способностей дошкольников.
Методическое пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования и руководителям художественных студий.
- "Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей" Янушко Е.А. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 64 с.
В пособии представлен материал для обучения детей раннего возраста простейшим навыкам рисования. Предложенные в книге занятия развивают восприятие, мелкую моторику рук, обучают графическим навыкам, дают новые знания об окружающем мире.
В книге описывается техника рисования карандашами, фломастерами и красками для детей в возрасте от 1 до 3 лет, приводятся конспекты занятий. Издание адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.
- "Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический указатель. (1900-2000 г.г.)" Под ред. Н.А. Вершининой - Архангельск, 2002. - 302 с.
В указателе представлена литература по теории и методике развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста. Пособие адресовано научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам высших учебных заведений и колледжей, а также работникам дошкольных учреждений.
ТЕОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗНАКОМСТВО С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ
ПРОГРАММЫ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
- "Твоя палитра." Каменева Е. Для восьмилетней школы. Рисунки Б.Белова - М.: Детгиз, 1963. - Библиотечка пионера «Знай и умей».
В этой книге юный читатель прочтет о том, когда появились на земле первые рисунки, познакомится с творчеством великих мастеров живописи, узнает, что такое живопись и каким самоотверженным может быть труд художника.
Книга не только рассказывает, но и учит, как нужно рисовать, как самому сделать этюдник, подготовить холст и бумагу и создать в школе Малую Третьяковскую галерею.
- "Все цвета радуги в музее. Из коллекции Государственного Эрмитажа" Издательство: Арка, 2012 г. - 44 c.
(Источник: www.labirint.ru)
- "коллекция" сайтов с раскрасками (http://malyshi.livejournal.com)
- Make and Colour Top Picks (www.bbc.co.uk) - раскраски
- Раскраскаonline (www.raskraska.com)
- "Солнечная сказка о цветах и красках." Сказка. Вера Цаплина. Художник Диана Лапшина. – 2013. – 24 с.
Сказочная история Веры Цаплиной переносит нас в теплое лето, где всё цветет и сияет яркими красками. Здесь резвятся веселые солнечные зайчики, происходят удивительные события, а главное – идет увлекательная игра в цвета и краски, в которую оказываются вовлеченными и сами маленькие читатели. Те из них, кто любит рисовать, как героиня книги девочка София, получат немало интересных и полезных сведений о тайнах солнечного лучика и разноцветного волшебного мостика – радуги, о том, как смешивать краски, разберутся в забавной путанице цветов, узнают, как лечат созданные художниками произведения от страшной болезни – потери цвета.
(Источник: http://5razvorotov.livejournal.com)
- Обзор книг про краски (http://kid-home-lib.livejournal.com)
- "Энциклопедия юного художника." 6-9 лет, Фиона Уотт - Переводчик А. Тихонов - Издательство: Робинс, 2010 г. - 128 стр. - Цветные иллюстрации.
Умеешь ли ты рисовать ветер? А может быть тебя интересует как создать картину отпечатками пальцев? Или тебе хочется узнать про забавные рисунки с помощью огурца и морковки? Открой эту замечательную книгу и ты найдешь ответы на любые вопросы. Яркие страницы познакомят тебя с необычной техникой рисования и разовьют твое воображение. Желаем творческих успехов!
В этой книге представлены различные приемы рисования и раскрашивания. Шаг за шагом даны подробные объяснения, помогающие освоить технику рисунка, раскраски, аппликации и другого творчества.
(Источник: http://n-a-s-a-969.livejournal.com)
- "Творческая мастерская юного художника" Фиона Уотт, Анна Милборн, Роузи Диккенс Переводчик Иван Цапко - Издательство "Робинс", 2011 - 96 с.
(Источник: http://magnolia1985.livejournal.com)
- "Большой самоучитель рисования" Фиона Уотт - Издательство: Росмэн, 2012 г. - 192 с.
Рисование - это наилучший вид отдыха, метод психологической разгрузки и всегда хорошее настроение. Эта книга - прекрасная возможность научиться рисовать пейзаж, животных, людей, а также создавать свой собственный мультик. Авторы предлагают поэкспериментировать с разнообразными материалами, которые вполне доступны каждому, расскажут о "маленьких хитростях" и подбросят новые интересные идеи. Понятный текст, превосходные иллюстрации сделают обучение легким и увлекательным. Подбор техник осуществляется таким образом, чтобы развивать у начинающего художника творческую фантазию.
(Источник: http://read.ru)
- "Что передвинули передвижники?" Марина Улыбышева - Издательство: Детский проект "Настя и Никита" год издания: 2012 - 24 с.- иллюстратор: Наталия Кондратова
Эта книга порадует не только детей, но и взрослых. Автор знакомит читателей с историей знаменитого «Товарищества передвижников», куда входили многие замечательные русские живописцы второй половины XIX века. Увлекательный рассказ о бунте в Императорской Академии художеств, о передвижных выставках, о роли передвижников в развитии русского искусства сопровождается репродукциями известных картин, которые мы знаем с детства.
(Источник: http://5razvorotov.livejournal.com)
- "Основы рисунка" Гинзбург Н. (ред.) - Издательство: АСТ, Астрель, 2002 - 35c.
Серия: Начинающему художнику. Книги серии «Начинающему художнику» вводят читателя в увлекательный мир живописи и графики, в очень доступной и наглядной форме знакомят с азами рисования. Овладение техникой рисунка необходимо как начинающему графику, так и начинающему живописцу. Книга «Основы рисунка» - подробный самоучитель, который познакомит вас с материалами для рисования, научит, как выбрать нужный кадр и закомпоновать предметы на картинной плоскости, объяснит, как построить перспективу и добиться объемности изображения. Большое количество фотографий и лаконичные поясняющие тексты помогут вам освоить технику рисунка в самые короткие сроки.
...
(Источник: http://magru.net)
- "Рисуем портрет" Коровина Татьяна Николаевна, Редактор: Скляр С. С. - Издательство: Клуб семейного досуга, 2011 г. - 96 c. - Серия: Школа рисования от А до Я.
В этом практическом руководстве в доступной форме изложены все тонкости рисования портретов. Тщательно проработанные изображения и быстрые наброски в разных техниках послужат иллюстративным материалом для ваших занятий. Немного тренировки - и вы уже с легкостью передаете особенности освещения, наклон головы, направление взгляда, а на листе бумаги четко прорисовывается характер модели!
- Женский, мужской, детский портреты в анфас, профиль, три четверти
- Материалы: графитный карандаш, уголь, сангина, пастель, тушь
- Постановка композиции и визуальные характеристики портрета
- Передача объема, светотеневых эффектов, штриховка, детализация
...
(Источник: http://magru.net)
- Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 09
В статье рассказывается об использовании художественных материалов при работе акварелью и основных их характеристиках. Данные знания необходимы в формировании профессионализма будущих педагогов-художников и полезны в процессе преподавания изобразительной грамоты в школе. Акварельная живопись и применение увлекательных творческих методов обогащает занятия и эстетически развивает учащихся, воспитывает их художественный вкус.
- Подготовка руки дошкольника к письму через декоративное рисование (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 06
Интеграция образовательных областей позволяет воспитателю обеспечить качественное изменение в формировании личности дошкольника. Развивая эстетический интерес к окружающей действительности, мы решаем задачи по формированию у детей гражданской принадлежности, интереса к чтению и потребности в нём, совершенствованию изобразительных навыков и умений.
- Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 10
В статье рассматривается социокультурный подход к эстетическому воспитанию, самобытность детского творчества. Раскрываются условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
- "АЛЬБОМ С КЛЯКСАМИ, или Первые успехи в рисовании Программа начального художественного образования в занятиях и комментариях" Калинина Т.
Публикуется в сокращении.Полностью книга выходила четырьмя частями в издательстве «Агентство образовательного сотрудничества» («Цветы и травы», «Большой лес», Спб.:2005; «Башня, растущая в небо», Спб.:2006; «Птицы, звери, комары и мухи», Спб.:2007)
Содержание:
Предисловие в нескольких словах.
Объяснение первое. Как увидеть невидимое?
Объяснение второе. Гарантии нечаянного успеха, или Ритмическая основа искусства.
Объяснение третье. Придираемся к игре
Тема 2. Лес ледяного королевства.
Тема 9. Ветер, разрывающий краски.
Часть III. БАШНЯ, РАСТУЩАЯ В НЕБО
Часть IV. ПТИЦЫ, ЗВЕРИ, КОМАРЫ И МУХИ
Варианты тематического планирования
Общий обзор программы начального образования
Часть VI. ПОСЛЕСЛОВИЯ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ
Игра с классиками. Совсем немного о пятом шаге
Раскрась город. Акционизм в искусстве и педагогике