Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги "Развитие личности в обучении" Шиянов Е.Н., Котова И. Б.- М.: Смысл: Издательский центр "Академия" - 1999 г.
Прочное усвоение знаний возможно лишь в том случае, когда оно опирается на достигнутый учащимся уровень психического развития, было пересмотрено в трудах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. Они доказали, что обучение становится более эффективным тогда, когда оно ориентируется не на завершенные циклы умственного развития, а, наоборот, подталкивает это развитие, прокладывает ему дорогу.
Идею природосообразности обучения развивал в своих работах К.Д. Ушинский, который считал, что процесс обучения строится с учетом особенностей познавательной деятельности. Он специально проанализировал эту деятельность с целью определения природы и сущности обучения.
Л.Н. Толстой рассматривал природу процесса обучения в тесной связи с законами познания человеком окружающего мира, какими они ему представлялись. Он отмечал, что познавательная деятельность ученика не есть нечто худшее по сравнению с познанием взрослого (например, писателя) и должна строиться и оцениваться на основе единого подхода к человеческому познанию вообще.
Развитие личности - многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от ее жизненного пути, от социального контекста ее жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена.
Содержание основных направлений развития человека (интеллектуального, личностного и деятельностного) показывает, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без их совместного осуществления не могут произойти эволюционные изменения ни в познавательном, ни в личностном развитии человека. Особая роль в этом едином процессе развития отводится обучению. Оно должно быть развивающим и воспитывающим по своей сути, так как «включается в сам процесс развития ребенка, а не надстраивается лишь над ним»*.* Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.-С. 192.
Обучение делает процесс личностного развития более целенаправленным и менее напряженным, помогает «смягчить» протекание известных кризисов развития (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, трех, семи лет и кризис подросткового возраста). Каждый из этих кризисов несет с собой много проблем, вызывает беспокойство и создает сложности как субъектам развития, так и родителям и учителям.
Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским: - обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового); - обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся; - порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; - школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания; - обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу; - обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким; - преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению, а также того, чтобы обучаемый воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству - это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.
P.S.
Рекомендуем:
- "Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем" Сериков В.В.— М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
- "К вопросу о развитии личности в детском возрасте" Смирнова Е.О.
- "Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка" Калинина Р.Р.
- "Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно-развивающего взаимодействия" Волкова А.И.
- "Особенности ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста внутри традиций разных культур" Уранцэцэг Лувсандандар
- "Психологическое время в структуре самосозерцания шестилетнего ребенка" Тимошенко Е.П.
- Развитие самосознания в дошкольном возрасте
- Темперамент. Характер. Личность
- Формирование личности ребенка в общении
- "Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности" Юденко О.Н.
- "Психология личности: конспект лекций" Гусева Т.И., Каратьян Т.В. - Эксмо, 2008. - 38 c.
Данное издание предназначено для подготовки студентов к сдаче экзаменов. Основные концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.
Оглавление
Введение
ЛЕКЦИЯ № 1. Личность и индивидуальность
ЛЕКЦИЯ № 2. Проблема описания структуры личности
ЛЕКЦИЯ № 3. Споры о главенстве влияний среды и наследственности на развитие личности
ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей
ЛЕКЦИЯ № 6. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
ЛЕКЦИЯ № 8. Проблема развития мотивационной сферы личности
ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности
ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности
ЛЕКЦИЯ № 11. Личность и коллектив
ЛЕКЦИЯ № 12. Изменения, происходящие с личностью в толпе
ЛЕКЦИЯ № 13. Межличностное общение в социальной группе
ЛЕКЦИЯ № 14. Общение и межличностные отношения
ЛЕКЦИЯ № 17. Понятие конфликта
ЛЕКЦИЯ № 19. Конфликт между личностью и группой
ЛЕКЦИЯ № 20. Основные межличностные стили разрешения конфликтов
ЛЕКЦИЯ № 21. Условия и движущие силы психического развития
ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника
ЛЕКЦИЯ № 23. Развитие личности в младшем школьном возрасте
ЛЕКЦИЯ № 24. Особенности развития личности в подростковом возрасте
ЛЕКЦИЯ № 25. Развитие личности в ранней юности
ЛЕКЦИЯ № 26. Особенности функционирования личности в период зрелости. Кризис среднего возраста
ЛЕКЦИЯ № 27. Инволюционные процессы старения личности. Психология смерти
ЛЕКЦИЯ № 28. Мотивационные предпосылки социализации личности
ЛЕКЦИЯ № 29. Социализация личности
- "Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников в условиях детского сада." Тарасов М.А. - Дис. канд. пед. наук : 13.00.01/ М.А. Тарасов . –– Хабаровск, 2006
1.1. Философско-психологические подходы к развитию личностной саморегуляции человека
1.2. Концепция педагогической поддержки развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников
2.1. Создание развивающей среды, обеспечивающей активную субъектную позицию старших дошкольников
2.2. Обогащение воспитательного процесса ценностно-эмоциональным содержанием в разнообразных видах творческой деятельности и общения всех его субъектов
2.3. Единство усилий педагогов и родителей, направленное на развитие способности к личностной саморегуляции старших дошкольников