"Психология индивидуальных различий" Ильин Е. П. — СПб.: Питер, 2011. — 701 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

В книге приведены основные сведения но психологии индивидуальных различии. которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Особое внимание уделено: различным подходам к обобщенным индивидуальным характеристикам человека — типам темперамента и личности: особенностям проявления свойств нервной системы; индивидуальным различиям в поведении; эффективности деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей; связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям.

В приложение включены методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем. кто захочет более глубоко изучить представленные в книге вопросы.

Издание адресовано практическим психологам, медикам, преподавателям психологии в вузах. Оно заинтересует физиологов, а также педагогов, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, необходимость индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

 

Оглавление

Предисловие........................................................10

Глава 1. Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми ... 13

1.1. Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях............13

1.2. Зарождение дифференциальной психологин как науки...............14

1.3. Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии................16

Часть первая. Типы темперамента и личности

Глава 2. Учение о темпераменте.................................20

2.1. Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента...................20

2.2. Описание типов темперамента И. Кантом ..........................24

2.3. Новый подход В. Вундта к темпераменту...........................25

2.4. Конституциональный подход к темпераменту.......................26

2.5. Генетическая теория типов темперамента К. Конрада.................34

2.6. Представления И. П. Павлова и его учеников о типах темперамента.....38

2.7. Психологические (факторные) теории темперамента.................46

2.8. Типология К. Юнга.............................................51

2.9. Тины темперамента (акцентуации характера) но К. Леон гарду.........53

Глава 3. Новые подходы к изучению типологических различий между людьми...............55

3.1. Представления о темпераменте Г. Айзеика..........................55

3.2. Подход к изучению темперамента в пермской психофизиологической школе В. С. Мерлина..........57

3.3. Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова................59

3.4. Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу......................63

3.5. Подходы западных психологов к изучению типов темперамента........64

3.6. Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом?............69

3.7. Соотношение темперамента и характера............................70

3.8. Тины личности................................................75

Часть вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий

Глава 4. Общие представления о свойствах нервной системы н типологических особенностях их проявления ...................89

4.1. Соотношение понятий «свойство нервной системы» и «типологические особенности проявления свойства нервной системы» .................89

4.2. Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы ..............92

4.3. Структура и классификация свойств нервной системы................95

4.4. Парциальные и общие свойства нервной системы....................99

 

...

 

Глава 17. Стили руководства и общения..........................325

17.1. Понятие о стиле руководства...................................325

17.2. Классификации стилей руководства.............................326

17.3. Стиль руководства и личностные особенности ....................333

17.4. Эффективность различных стилей руководства ...................336

17.5. Отношение подчиненных к различным стилям руководства .........339

17.6. Стили общения как отражение стиля руководства..................340

17.7. Стили самопрезентации.......................................344

17.8. Стили родительского воспитания...............................346

17.9. Стили привязанности детей к матери............................349

Раздел третий. Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента

Глава 18. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности...........352

18.1. Эффективность монотонной деятельности в связи с типологическими особенностями.........352

18.2. Эффективность деятельности в экстремальных ситуациях и типологические особенности..............357

18.3. Операциональная напряженность и типологические особенности.....361

18.4. Эффективность деятельности, требующей концентрации и устойчивости внимания, в связи с типологическими особенностями .. . 362

18.5. Успешность деятельности руководителей и типологические и личностные особенности .........363

18.6. Артистическая деятельность и типологические особенности.........364

18.7. Эффективность интеллектуальной профессиональной деятельности и типологические особенности............365

18.8. Эффективность групповой деятельности и типологические особенности...................368

18.9. Стимулирование деятельности лиц с различными типологическими особенностями...............369

Глава 19. Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала...............370

19.1. Роль типологических особенностей в становлении профессионала .... 370

19.2. Дифференциалыю-психофизиологичсскнс аспекты профессиональной ориентации и отбора.............371

19.3. Индивидуальные особенности и удовлетворенность работой.........376

19.4. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального обучения и тренировки.........376

19.5. Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями...............379

Глава 20. Успешность учебной деятельности и типологические особенности ..........382

20.1. Типологические особенности и учебная успеваемость ..............382

20.2. Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий .........387

20.3. Приемы и методы обучения и воспитания и типологические особенности.........390

Глава 21. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента ..........394

21.1. Отказ разделять типологические особенности проявления свойств нервной системы на «хорошие» и «плохие».........................394

21.2.1 Необходимость выявления типологических комплексов ............397

21.3. Адекватность понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением......................399

21.4. Учет типов статистических связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением......................401

21.5. Учет этапа овладения профессиональным мастерством .............404

21.6. Использование системного подхода при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности........405

21.7. Принципы прогнозирования эффективности деятельности по типологическим особенностям...................................407

Часть пятая. Здоровье и индивидуальные особенности

Глава 22. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов.......................412

22.1. Коиинг-стратегии............................................412

22.2. Виды механизмов психологической защиты и индивидуальные особенности их использования.........416

22.3. Типология личностей но Келлерману—Плутчику согласно использованию защитного механизма.............................425

22.4. Типы реагирования на фрустрацию .............................428

Глава 23. Индивидуальные особенности и патология.................432

23.1. Типы личности, предрасположенные к определенным болезням......433

23.2. Личностные особенности и здоровье.............................438

23.3. Типы отношения людей к своей болезни .........................439

Приложение I. Словарь основных психологических и физиологических понятий ........... 442

Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей.....449

1. Методики выявления типов и свойств темперамента ................449

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) (В. М. Русалов)..........449

Методика «Определение преобладающего типа темперамента»...........

461 Методика «Шкала оценок для измерения реактивности ученика» (Я. Стреляу).............463

Опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б. Н. Смирнов)...............464

Методика «Свойства и формула темперамента» .......................466

Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности........................470

Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс) .........................471

Методика Д. Кейрси..............................................475

Ответный бланк к опроснику Д. Кейрси..............................481

Тест-опросник для диагностики свойств и типа темперамента (EPQ. форма А) (Г. Айзенк)................482

Опросник Г. Айзенка (подростковый)................................484

Методика определения уровня личностной тревожности (Ч. Сиилбергер) . .

486

Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)......................487

Опросник для выявления выраженности макиавеллизма................488

Опросник для оценки уровня инфантильности (психопатии) личности .... 489

Опросник В. Горбачевского для выявления уровня притязаний...........489

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы 492

Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович).....492

Методика «Определениеэмоциональной возбудимости» (П. В.Симонов) . . 495

Методика «Эмоциональная возбудимость — уравновешенность» (Б. Н. Смирнов)...............................................495

Методика «Определение эмоциональности» (В. В. Суворова)............496

Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е. II. Ильин) . . 497

Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов)..............498

Методика «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко).................499

Экспериментальный метод изучения эмнатии.........................501

Методика «Оптимист — пессимист».................................502

Тест «Пессимист или оптимист»....................................504

Шкала оптимизма—активности.....................................506

3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы 509

Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер).....509

Методика «Импульсивность» ......................................511

Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элсрс) ..........................512

Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс).................513

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан)............515

Методика «Измерение рациональности» .............................516

Методика «Ценностныеориен тации» (М. Рокич)......................518

Вопросник для диагностики игровой аддикции (азартности).............519

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения.........522

Опросник интерперсонального диагноза (Т, Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)..................................................522

Методика измерения застенчивости.................................526

Методика «Склонность к экзальтированностп» (В. В. Бойко)............530

Шкала поиска ощущений (Sensation SecKing Scale) М. Цукермана (1978). . . 530

Опросник X. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду».........532

Тест «Эгоцентрические ассоциации» ................................536

Методика «IIIкаласовестлиboctii » ..................................538

Опросник«Ауто- и гетероагрессия» (В. Г1. Ильин) .....................538

Методика «Диагностика склонности к агрессивному поведению» (А. Ассингер).................539

Методика «Конфликтная личность».................................541

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев)..............543

Методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).........546

Экспериментально-психологическая методика изучения типа фрустрационных реакций............548

Методика «Шкала робость—стеснительность» ........................553

Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан)................554

5. Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями................556

Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ)....................556

Опросник для выявления людей типа А..............................572

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы .....574

Опросник для самооценки терпеливости (П. П. Ильин, Е. К. Фещенко) .... 574

Методики экспериментального изучения упорства.....................574

Методика «Неразрешимая задача» ..................................575

Методика Н. В. Внтт..............................................575

Опросник для самооценки упорства (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)..............576

Опросник для самооценки настойчивости (Е. 11. Ильин, Е. К. Фещенко) . . . 577

Методика изучения терпеливости при задержке дыхания (М. И. Ильина, А. И. Высоцкий)...............578

Динамометрический метод изучения терпеливости (М. Н. Ильина).......579

Методика по выявлению уровня смелости (Г. А. Калашникова) ....................580

Экспериментальные методики изучения решительности (И. П. Петяйкин) 581

Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта.......................581

Шкала «Социальная смелость».....................................582

7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы ......584

Методики изучения силы нервной системы...........................584

Методики изучения подвижности нервных процессов ..................595

Методики, определяющие функциональную подвижность через лабильность.............602

Методики изучения баланса нервных процессов.......................603

8. Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности 613

Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности» ... 613

Методики выявления когнитивных стилей............................617

Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем.............620

Методика Е. А. Климова по выявлению соотношения сигнальных систем 627

Методика В. Б. Коссова для диагностики специально человеческих типов высшей нервной деятельности..............................627

9. Методики изучения стилей руководства.........................628

Методика «Самооценкастиля управления»...........................628

Методика «Стиль руководства» (А. Л. Журавлев)......................629

Методика «Склонность к определенному стилю руководства» (Е.П. Ильин)...............635

Методика оценки уровня демократизации управления но стилевым характеристикам .................638

Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения на деловом совещании»....................639

Методика «Стиль управления».................................641

Литература...............................................646

 

P.S.

Ильин Е. П. Психология для педагогов

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов Особое внимание уделено психологическим сведениям. актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.

Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога». «Психология обучения», «Психология воспитания». «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.

Машков В.Н. Дифференциальная психология человека

В данном учебном пособии дано систематизированное изложение методологических основ дифференциальной психологии человека. Приведены результаты многочисленных эмпирических исследований, осуществленных средствами этого раздела психологии. Рассмотрены возможности корректного практического приложения дифференциально-психологических знаний с помощью предлагаемых методик.

Издание предназначено для студентов психологического и педагогического профилей, а также для преподавателей вузов и практических психологов.