Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю. - М.: Рольф, 2001 г.
Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.:
Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы. В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.
В понятие «готовность к школе» входят: мотивационная или личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Под интеллектуальной готовностью понимают тот уровень знаний и умений, которого достиг ребенок, поступающий в первый класс.
Хочет ли ребенок учиться?
На первом месте в понятии «готовность к школе» стоит мотивационная готовность. Проще говоря — это ответ на вопросы: «Почему ребенок хочет идти в школу? Хочет ли он учиться? »
Большинство детей в школу идти хочет, даже очень. Поэтому большинство родителей считают, что мотивационная готовность у ребенка есть. Но это не всегда так.
К шести годам школа для ребенка— в первую очередь символ взрослости. И если развитие ребёнка происходит в нормальных, здоровых условиях, у него хорошие взаимоотношения с родителями, которым он стремится подражать, то для такого ребенка стать взрослым — желанная цель. А школа приближает его к этой цели. «Я уже большой, я иду в школу!»
Впрочем, бывает и по-другому. Случается, что по нашей взрослой вине ребенок начинает думать, что лучше и легче быть маленьким. «Маленьких не ругают, им все можно, а большим ничего нельзя, их за все ругают». А раз так, ребенку совсем не хочется становиться большим, и школа с ее новыми требованиями становится нежеланной. Совсем другое дело, если упоминания о школе, о взрослении связаны с похвалой.
Ребенок может захотеть в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей: пенал, ранец, ручки, карандаши. Кроме того, для него интересно все новое и необычное. Такое отношение тоже естественно для ребенка и совершенно необходимо.
Однако важно различать желание пойти в школу и желание учиться. Разница между этими желаниями большая. Желание учиться формируется сложнее. Конечно, и здесь большую роль имеют слова и поступки взрослых. Кроме того, на протяжении всего дошкольного детства главная роль в развитии этого желания принадлежит игре. Именно она помогает ребенку осознать важность человеческих отношений, попробовать себя в различных ролях, «примерить» на себя самые разные профессии и ситуации. И именно в игре ребенок сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений. Где же все узнать? Конечно в школе!
И вот уже ребенок хочет поскорее пойти в школу, чтобы там всему научиться. Вначале он еще не полностью сознает, что ему придется выполнять определенные правила и даже отказываться от некоторых своих желаний (например, поиграть в машинки прямо сейчас). К шести годам желание учиться формируется у большинства детей в-полной мере.
Но если ребенок дома слышит разговоры о том, что в школе скучно, не интересно, что там его ничему нужному не научат, то стремление стать школьником у него пропадает.
Бывает, что ребенок боится идти в школу. «В школе учительница строгая. Она меня ругать будет. Она мне двойку поставит». Причина такого отношения к учебе в школе чаще всего кроется в неправильном домашнем воспитании. Родители, стремясь показать ребенку, как надо и как не надо себя вести в школе, начинают запугивать его. Это очень вредно для всех и совершенно недопустимо по отношению к робким и не уверенным в своих силах детям. «Смотри, как ты неаккуратно сделал. В школе тебе за такую работу двойку поставят». После таких слов ребенку становится просто страшно идти в школу. Сколько же потребуется от учителя терпения, внимания, времени, чтобы избавить его от этого страха, чтобы вселить веру в собственные силы! А чего будут стоить самому ребенку первые шаги в школе!
Намного проще было бы сразу сформировать правильное представление о школе, положительное отношение к учителю, к учебе, книге.
Существует множество методов, которыми успешно пользуются многие семьи. Это чтение всей семьей различных книг, составление личной библиотечки ребенка, и родительские рассказы о школьных годах, и т. д., и т. п. Часто детский вопрос, одно из бесконечных «почему», может быть поводом для совместного поиска ответа в книге. Путь более трудоемкий на первый взгляд, он может превратиться со временем в исключительно полезную привычку «рыться в книгах» в поисках ответов на самые разные вопросы. Это «вечная» игра «в школу», для которой стоит создавать условия, и участие в ней родителей (совсем не обязательно в роли учителя).
Родители могут задать закономерный вопрос: «Значит ли, что ребенок со сформированной мотивационной готовностью не будет испытывать трудностей при поступлении в школу?»
К сожалению, это не всегда так. В чем же тогда ценность мотивационной готовности? В том, что она является фундаментом, на котором развивается интерес к получению знаний в школе. Этот интерес не возникнет на пустом месте. Вначале появится интерес к внешней стороне обучения, к школьным принадлежностям, правилам, учительнице. Такой интерес недолог, он исчезнет, как только ребенок привыкнет к школе. Его должен сменить интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний и умений. А вот он как раз формируется на основе мотивационной готовности к школьному обучению.
Если ребенок не стремится в школу и не готов соблюдать школьные обязанности и правила, то как бы хорошо он ни умел читать и считать, он не сможет хорошо учиться.
Хотя мы говорим о периоде жизни ребенка, который предшествует его приходу в школу, стоит также сказать о так называемой адаптации, или привыкании, ребенка к школе. Из дошкольника, который мог делать все (или почти все), что захочет, ребенок с первых школьных дней постепенно превращается в ученика.
Говоря словами психологов, в этот период происходит переход от обучения по собственной программе (ребенок запоминал только то, что ему интересно) к обучению по программе, заданной взрослым.
Для первоклассника процесс приспособления к новым условиям, к новому коллективу — достаточно трудный, поэтому ребенку необходима помощь взрослых — как педагога, так и родителей. Для легкого и безболезненного привыкания ребенка к школе очень важно, чтобы отношения в семье были ровными, без ссор и скандалов. Конфликтные ситуации в семье, непонимание между родителями и учителем значительно затрудняют вхождение юного ученика в новую полосу жизни.
Для того чтобы привыкание к школе проходило успешно, необходимо еще до школы сформировать у ребенка те качества характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками.
К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное — научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения.
Поэтому с раннего возраста ребенка начинайте внимательно относиться к его поступкам и делам. Достижения ребенка, его правильные поступки принесут вам радость, а ошибки совместными усилиями можно будет исправить. В этой кропотливой, длительной и не дающей мгновенных результатов работе рождаются первые победы ребенка над собой и радость от преодоления трудностей.
Исследования психологов показали, что для первоклассника общение со взрослыми, родителями не является основным. Однако это общение играет большую роль во время смены одного вида деятельности на другой (игры на учение). Ребенку в этом возрасте необходимо эмоциональное сопереживание со взрослыми, их понимание. Ему крайне важно, чтобы его оценка окружающего мира совпала с оценкой взрослых. Это также необходимо для того, чтобы ребенок смог правильно оценить себя.
Очень важно, чтобы родители не использовали при этом угрозы типа: «Вот в школе тебе покажут, как надо себя вести!» Необходимо подчеркивать значимость занятий ребенка для членов семьи. Родители должны демонстрировать свою уверенность в том, что учеба ребенка будет успешной, что он будет выполнять требования учителя.
Однако не надо брать с ребенка слово, что он обязательно станет отличником. Быть отличниками никогда не смогут все дети. Да и едва ли это самое важное. Только отсутствие завышенных требований и уверенность родителей в том, что учеба у ребенка наладится, в конце концов принесут свои плоды.
Слушаться или слушать. Что важнее?
Многие родители считают, что ребенок прежде всего должен быть послушным и дисциплинированным. Это, конечно, полезные качества, но весь вопрос в том, какими средствами добиваться их формирования. Некоторые кричат на ребенка, наказывают за малейшую ошибку, и постепенно он перестает воспринимать нормальную спокойную речь. Излишняя строгость и давление со стороны взрослого хотя и являются внешне эффективными средствами, на самом деле очень вредны. Этим взрослые подавляют активность ребенка, превращают его в автоматического исполнителя чужой воли, а для успешной учебы в школе ребенок, прежде всего, должен быть самостоятельным. Приказами, наказаниями и страхом можно добиться подчинения, но нельзя научить ребенка управлять собой и своим поведением. Именно умение управлять своим поведением является главной чертой волевой готовности.
Конечно, выполнять определенные правила школьного распорядка важно, но не менее, а может быть, и более важно умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый, не отвлекаться.
Для пятилетнего ребенка все это представляет большую трудность, однако не означает, что дошкольник не может управлять собой. Ему не чужда произвольность. Проявляется она, например, в том, что ребенок в игре может заставить себя выполнять не нравящуюся ему роль или правила или самостоятельно выучить стихотворение, чтобы выступить на утреннике.
Но если работа ребенку не интересна или он просто устал, то удержать внимание ему будет очень сложно. Дошкольнику еще не по плечу длительное напряжение произвольного внимания, восприятия и памяти.
Но уже через год, в школе, его ждет напряженный труд и от него потребуют делать не только то, что ему захочется, но и то, что необходимо. А это не так-то просто: на улице так весело играют дети и хочется поделиться с товарищем по парте важными новостями. И чтобы делать не только то, что хочется, но и то, что нужно, ребенку необходимо приложить волевое усилие.
К концу дошкольного возраста ребенок уже может поставить перед собой цель, пусть и самую простую. Он может наметить план действий, реализовать его, проявить усилие для достижения цели, оценить результат своего действия. Например, ребенок играет в строительную игру. Его цель — постройка замка. Попросите его рассказать, что нужно сделать, чтобы замок получился прочным и красивым, — это н будет планом действий. Если что-то у ребенка не получается, он будет много раз переделывать, пока не добьется результата, тем самым проявляется волевое усилие для достижения цели. В конце игры попросите его объяснить, что в постройке у него получилось, а что нет, — таким образом он самостоятельно оценит результат своей работы.
Родителям важно помнить, что цели, которые ставит перед собой ребенок, еще не всегда осознаны, устойчивы н точны, что чем сложнее задание, тем труднее ребенку сосредоточиться на его выполнении.
Все исследования развития воли у детей показывают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее в игре. И знакомые с этой закономерностью родители генеральную уборку квартиры, например, превращают в веселую игру. Тогда труд становится для ребенка праздником, а взрослые получают возможность без угроз и назидательности руководить трудовым, физическим и нравственным развитием своего ребенка.
Игра — это признанный всеми психологами и педагогами метод обучения и воспитания дошкольников. В каждой игре, даже самой простой, обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Они являются той «точкой опоры», с которой можно сравнить свои действия, оценить их. В игре необходимость выполнения правил очевидна, и ребенок быстро убеждается в том, что их нарушение идет во вред ему самому. Выполняя правила игры, сначала простые, а затем и более сложные, ребенок постепенно привыкает следить за своим поведением, управляет им.
Одним из приемов, помогающих ребенку осознать свою жизнь во времени, может стать планирование дня и подведение его итогов.
К планированию дел на день нужно привлекать и самих детей, чтобы они имели возможность принимать собственные решения. Привычка жить по указаниям взрослых приводит к тому, что ребенок не может что-либо решить самостоятельно.
Привить ребенку самостоятельность вы сможете в игре. В ней он научится делать сознательный выбор. Вопросы взрослого типа «Во что ты хочешь играть — в кубики или машинку? С кем будешь играть? Кем тебе интереснее быть — продавцом или покупателем?» заставляют ребенка представить различные варианты собственных действий, осознать свое желание и принять правильное решение.
Общаясь с ребенком во время игры, взрослый помогает ему установить связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями, выделить для него цель и средства ее достижения. Такие вопросы, как «Что ты хочешь слепить? Что нужно сделать вначале? Что ты будешь лепить вначале, а что потом?», как раз и направлены на то, чтобы ребенок понял, что и для чего он делает.
Если же ребенок не знает, что ответить, вы можете ему помочь. Например: «Ты хочешь построить дом? Для этого тебе понадобятся вот эти большие кубики» или «Ты играешь в продавца? Это твой покупатель? Тогда надо сначала спросить его, что он хочет купить, а потом показать товар...» Если ребенок не согласен с вами и предлагает свой собственный план действий, то ни в коем случае нельзя настаивать на своем. Примите его решение и помогите воплотить его в жизнь. Когда ребенок привыкает к подобным вопросам, он станет сам задавать их себе и отвечать на них.
Но не старайтесь добиваться от ребенка правильного ответа — ответ на такие вопросы не может быть правильным или неправильным. Нужно всегда одобрять самостоятельный ответ или выбор, так как всякий нажим на ребенка может привести его в состояние скованности, заторможенности. А задача взрослого состоит в обратном: в том, чтобы вопросами поддержать самостоятельные действия ребенка, придать им произвольный, осознанный характер.
В школе от ребенка потребуется умение понять задание учителя, подчинив ему свои собственные желания. А для этого необходимо, чтобы ребенок умел сосредотачиваться на инструкции, которую он получает от взрослого. Вы можете сами развить такое умение дома, давая ребенку разные задания. Для этого вам нужно попросить ребенка повторить задание, которое вы ему дали, чтобы убедиться, что он понял правильно. Если задание сложное, то можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить поручение (например, разложить игрушки в отведенном месте) разными способами.
Свидетельством того, что самостоятельность у ребенка формируется достаточно успешно, служит привычка без напоминания и помощи взрослого выполнять ежедневно повторяющиеся действия (убирать игрушки после игры, кормить рыбок и др.), стремление проявить инициативу, готовность прийти на помощь.
Не менее важным компонентом волевой готовности к школе можно считать умение ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Для успешной учебы в школе очень важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества, как доброжелательное, уважительное отношение к товарищам, общительность, готовность проявить сочувствие. Наличие таких черт в поведении создает эмоционально-положительный тон общения со сверстниками в школе, а значит, способствует успешному прохождению периода адаптации. Волевая готовность характеризуется также и определенным уровнем развития нравственных чувств и сознания ребенка. А это значит, что ребенок понимает значимость нравственного поведения, у него развивается способность к самооценке своих поступков, формируется чувство ответственности и справедливости.
К 6-ти годам у детей значительно изменяется степень произвольности движений. Психолог Неверович Я. 3. писала, что именно в этом возрасте возрастает умение анализировать собственные движения, ребенок более внимательно от¬носится к точности рисунка движений. Все это говорит о возможности сознательного приобретения двигательных умений уже трудового порядка, сложных форм умений и навыков — письма, игры на музыкальных инструментах и т. п. Волевое поведение шестилетнего ребенка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, ответственного поручения (дежурство в столовой и т. д.), в умении перебороть страх, боль (не заплакать при ушибе).
С познавательной деятельностью дело обстоит сложнее, так как шестилетний ребенок еще не осознает важности ежедневных занятий. Поэтому взрослым следует учитывать возможности, интересы и потребности детей этого возраста.
Как показывают специальные исследования, проведенные психологами, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание у ребенка стремления не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Все эти качества помогут ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Как видите, от вас потребуется проявить терпение, внимание и настойчивость, чтобы сформировать у ребенка волевую готовность.
Готова ли рука к письму?
В понятие «психологическая готовность к школе» входит и понятие «двигательная готовность». Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме.
Не менее важным является координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно-двигательной и считают ее одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе.
Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму.
Стоит особо подчеркнуть, что речь идет именно о подготовке руки. Учить ребенка писать до школы не следует.
Во-первых, не все родители знают, как правильно учить ребенка писать. Это зачастую приводит к формированию неправильной техники письма и дальнейшему мучительному переучиванию.
Во-вторых, созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно-двигательную координацию, заканчивается в 6- 7 лет. То есть тогда, когда ребенок уже стал школьником.
Подготовка же руки к письму до школы может заклю¬чаться в упражнениях и заданиях, направленных на разви¬тие координации движений рук.
Как же определить, насколько ребенок подготовлен к обучению письму? Ответить на этот вопрос вы можете, наблюдая за тем, как рисует ребенок. Во время этих наблюдений вас должны насторожить следующие случаи:
- если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не в состоянии менять направление линии с помощью движений пальцев;
- если на рисунке все предметы нарисованы очень мел¬ко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении.
Во второй части книги вы найдете конкретные рекомендации, игры и задания для развития мелких мышц кистей рук ребенка.
А пока мы поговорим о зрительно-двигательной координации. У ребенка к 6-ти годам уже должно быть полностью сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение крайне необходимо, так как многие задания построены именно таким образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.
Вот почему так важно, чтобы у ребенка были согласованы действия глаз и руки, чтобы руки выполняли бы только то задание, которое им дают глаза.
Особую роль в развитии ручной умелости и зрительно-двигательной координации играет рисование. У ребенка, работающего кисточкой или карандашом, поза и положение рук очень приближены к тем, которые необходимы при письме, да и сама техника рисования напоминает технику письма.
Таким образом, от вас требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш — между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, спокойно, без напряжения, не сгибая, положив его на карандаш. Ребенок не должен слишком сильно сдавливать карандаш или кисточку в пальцах, держать ближе 3-4 см от отточенного края или ворса. Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Освоив правильную посадку при рисовании, ребенок сможет без труда выполнять подобные требования при письме.
Следует напомнить, что правильная посадка при рисовании (лепке, игре за столом) чрезвычайно важна также для формирования правильной осанки, сохранения зрения и здо-ровья внутренних органов.
Нужно ли переучивать левшу?
Многие родители, наблюдая за тем, какой рукой их малыш держит ложку или карандаш, пытаются определить — левша их ребенок или правша. При этом тот факт, что ребенок может оказаться левшой (психологи говорят: «леворуким»), почему-то их пугает. Если их предположение подтверждается, они пытаются переучить ребенка, а порой даже обращаются к врачам. Некоторые родители столь ретиво берутся за «исправление», что ребенок в итоге не только теряет уверенность в себе, но и приобретает массу комплексов. Из сказанного следует только один ответ: леворукого ребенка переучивать нельзя. В том, что ребенок предпочитает выполнять все действия левой рукой, нет никакой патологии. Это можно рассматривать как особенность, с которой следует считаться.
Вопрос о причинах доминирования правой или левой руки достаточно сложен. У взрослого человека полушария головного мозга не являются зеркальными. Доминирование одного из них и связь с ведущими рукой, глазом, ухом и т.д. представляют собой уникальную для каждого человека комбинацию. Поэтому какие-либо общие рекомендации для леворуких детей едва ли имеют смысл.
Теперь вы понимаете, что переучивать левшу вам не надо. Не разрешайте этого делать и другим взрослым. Воспринимайте ребенка таким, каков он есть, и тогда его леворукость не превратится в проблему.
Режим дня
Многие ученые-физиологи среди самых важных человеческих способностей выделяют такой показатель, как выносливость — способность организма выдержать длительные нагрузки. Было установлено, что выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью. А без высокого уровня работоспособности ребенку будет трудно в полной мере овладеть программой, предусмотренной для первоклассников в школе.
Специальные исследования показывают, что значительное влияние на формирование работоспособности у дошкольников оказывают игры на свежем воздухе, обучение плаванию, регулярная утренняя гимнастика и, наконец, соблюдение режима дня. Режим дня — это четкое, ежедневно повторяющееся чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности. Неотъемлемыми составляющими режима являются ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность проявляется в чередовании бодрствования и сна, в ритме дыхания, сердечных сокращений, изменении температуры тела (повышении к вечеру и понижению к утру). Все это обусловлено ритмичностью деятельности организма. Поэтому необходимость ритмичности режима, то есть смены различных занятий, предусмотрена прежде всего самим организмом ребенка.
Рациональность режима строится на основе:
- наилучшего соотношения между сном и бодрствованием;
- соотношения между умственной и физической нагрузкой.
Чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности вызывает чередование возбуждения различных участков головного мозга, предохраняя его от переутомления. Этот фактор особенно важен в наше время, когда поток информации и нервно-эмоциональные нагрузки увеличива¬ются буквально с каждым днем. Многократное повторение одних и тех же действий в течение определенного времени уменьшает затраты на переход от одного вида деятельности к другому, а следовательно, у вашего ребенка останется больше энергии и сил на выполнение домашних заданий.
Ребенок, который живет по режиму, легче овладевает многими бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками, постепенно привыкая выполнять их почти автоматически, что приводит к высвобождению внимания ребенка для более сложной деятельности. Он приучается планировать свое время и распределять работу.
Игровые задания для развития мелких мышц кистей рук
В дошкольном возрасте крайне важно развивать мелкую моторику кистей рук. Такие занятия должны проводиться регулярно, иначе эффекта от упражнений не будет. Во время занятий следите за состоянием ребенка: если он начал скучать или утомился, то занятия лучше прервать.
Упражнения для развития рук
- Разминать пальцами пластилин или глину.
- Катать по столу по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики.
- Двумя пальцами руки (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным) «ходить» по столу, изображая различные способы передвижения пешком: крадучись, бегом, на коленках и т. п. Упражнение выполняется сначала правой, а потом левой рукой.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Завязывать и развязывать узлы на толстой веревке или шнурке.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, крючки.
- Закручивать и раскручивать крышки, шурупы, гайки.
- Различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками.
- Рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнение выполняется сначала правой, а затем левой рукой.
- Мять пальцами поролоновые игрушки, губку.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Вырезать различные фигуры ножницами.
- Рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой и т. д.
К 5-6 годам ребенок способен выполнять задания, которые потребуют от него точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относят плетение из бумаги, ткани, тесьмы или веревки.
Особую роль в подготовке руки к письму играют вышивка, шитье и вязание. С их помощью ребенок приучается к аккуратности, точности, настойчивости и внимательности. Занятия рукоделием можно начинать с шестилетними детьми, так как в более раннем возрасте справиться с такими заданиями ребенку будет сложно.
Дети в любом возрасте любят складывать различные фигурки из бумаги. Обучение складыванию можно начинать с пятилетнего возраста.
P.S.
Рекомендуем:
- В каком возрасте отдать ребенка в школу? Пора ли в школу?
- "Не переучивайте левшу!" Шохор-Троцкая M.// Наука и жизнь, 2002, №8, с. 65-72.
- Подготовка ребенка к школе: полезные советы
- Л. А. Венгер, А. Л. Венгер Готов ли ваш ребенок к школе?
Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?
Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.
- Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе
- Готов ли ваш ребенок к школе ?
- Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)
Как помочь детям учиться? Этот вопрос касается всех родителей. Но далеко не все из них знают, что психологические трудности, которые дети встречают в школе, очень часто уходят своими корнями в дошкольное детство. Автор разбирает на конкретных примерах типичные ошибки, допускаемые родителями, дает практические рекомендации и советы. В книге показано, что игнорирование или недоучет психологических моментов подготовки к школе приводит в итоге либо к неумению учиться, либо к негативному отношению к учебе.
Для родителей, учителей, воспитателей детских садов.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе
Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. — результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.
- Чтобы здоровье не подвело или как избежать проблем при встрече со школой
- "Что может и чего не может дошкольник" Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.
- "Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы" Дубровина И.В. , Андреева А.Д. , Вохмянина Т.В. , Гуткина Н.И. , Данилова Е.Е. , Морина Н.Л. - М.: Издательский центр «Академия» , 1995 г., Изд.2-е, 119 с.
В пособии наглядно показана преемственность работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся оригинальные программы развивающей работы с дошкольниками, диагностики готовности к школьному обучению, психологической помощи детям, недостаточно готовым к школе, развивающих игр с первоклассниками. Дается характеристика различных видов школьных неврозов, показаны формы совместной работы психолога и педагога.
Книга может быть интересна и полезна не только практическим психологам, но также воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям.
- "Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр" Долгополова А.В.
- "Особенности позиции в группе среднестатусных дошкольников при переходе из детского сада в начальную школу" Михайлов С.Л.
- "Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе" Уварова Л.Н.
- "Психологические особенности готовности детей шестилетнего возраста с отклонениями в эмоционально-валевой сфере" Татенко Н.А.
- "Диагностика мотивационной готовности к школьному обучению" Солдатов Д.В.
- "Картина мира и психологическая готовность к школьному обучению" Разумова Г.В.
- "Дети, в школу собирайтесь" Дьяченко О.М. , Астаськова Н.Ф. , Булычева А.И. , Варенцова Н.С. , Горшкова Е.В. , Денисенкова Н.С. - М.: Просвещение , 1996. - 176 с.: ил. Кн. для родителей и воспитателей детского сада.
Дорогие родители! Эта книга для тех, у кого в семье растет дошкольник, для тех, кто интересуется его развитием, старается помочь ребенку как можно полнее реализовать свои возможности, для тех, кто серьезно относится к такой важной проблеме, как подготовка к школе. Как сделать, чтобы ребенок безболезненно вступил в новый этап своей жизни, чтобы учеба в школе принесла ему больше радостей, чем огорчений? Об этом вы узнаете, познакомившись с книгой.
- Как помочь ребенку избежать трудностей в школьном обучении
- Проблемы школьной адаптации. Часть I
- Проблемы школьной адаптации. Часть II
- Визит к врачу - это тоже подготовка к школе
- Готовим к школе... родителей
- Мотивационная, волевая готовность к школе
- "Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты заня-тий." Арцишевская И.Л. - М.: Книголюб, 2008. - 72 с. (Психологическая служба.)
В пособии даны подробные конспекты занятий-тренингов, в ходе которых дети 5-6 лет отрабатывают необходимые для школьного обучения коммуникативные и поведенческие навыки, привыкают к роли ученика, развивают познавательные процессы и моторику. Приложение к пособию поможет специалистам оснастить занятия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом. Адресовано психологам и педагогам, занимающимся подготовкой детей к школе.
- "Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет" Куражева Н.Ю., Козлова И.А. - Издательство: Речь, 2007. - 240 c.
В предлагаемой книге читатель найдет подробное описание 30 психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к обучению в школе. В книге обобщены и структурированы различные подходы к психическому развитию ребенка дошкольного возраста; раскрыты основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Книга будет интересна специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также родителям, которые хотят самостоятельно подготовить ребенка к обучению в школе.
(Источник: http://psi.lib.ru)
Как готовить ребенка к школе? Что приносит ему и его родителям наибольшие трудности? Как использовать возможности совместных занятий, и нужно ли это?
27. А. Потапова, Нартова Что такое психологическая готовность к школе?
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе (посмотрите на наш рисунок).
Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.
Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости.
28. Потапова: Как и когда начинать готовить ребенка к школе?
Для разных составляющих школьной зрелости существует свой сензитивный период (оптимальный возраст, когда они лучше всего поддаются развитию). И способы их формирования тоже различны.
Ребенку, который не слушается учителя потому, что не слушался и родителей и воспитателей в детском саду, уготована роль "трудного" ученика. Умение слушаться, умение следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе игры, обыкновенной игры в "дочки-матери", в "штандор", в настольные игры с правилами. Ведь в этих и других подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено. Если ребенок не умеет следовать правилу, сдерживать свои порывы, его не будут принимать в игру другие дети. Вам знакомы фразы типа: "Ты не правильно играешь, так мамы не делают!", "Сейчас мой ход, а не твой!", "Ты жульничаешь!"? Если эти фразы предназначаются вашему ребенку чаще, чем его приятелям, это тревожный звонок - он не умеет действовать по правилу, это может привести как к сложностям в школе, так и к сложностям в общении со сверстниками. Обучать ребенка умению выполнять правило довольно просто - играйте с ним и его приятелями в настольные игры, в игру на развитие памяти - "Мемори", в "Да и нет не говорить, черный с белым не носить" и другие подобные игры. Групповые игры со сверстниками, выяснение отношений между ними, дают ребенку возможность освоить навыки кооперативности, выяснить границы своего психологического пространства, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций. Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа: "найдите 10 отличий между картинками", "с кем кто разговаривает по телефону", "перепутаница", "что здесь лишнее" и т.д. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности внимания и поведения. Главное - следить за тем, чтобы задания выполнялись и соответствовали возможностям вашего ребенка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребенок откажется заниматься.
Общая осведомленность - это показатель того, что ребенок любознателен, что у него сложилась некая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире. Практически все дети в возрасте 3 - 5 лет задают множество вопросов типа: "а что это?, а откуда берется ветер?, а как устроен компьютер?" И так далее. Нам иногда бывает лень отвечать на эти вопросы, но наши ответы - это один из основных источников познания о мире. Лишаясь этого источника, ребенок вынужден черпать интересующие его сведения из телевизионных передач, обрывков разговоров взрослых, додумывать что-то самостоятельно.
Если уровень любопытства малыша невысок, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложновато в школе среди более осведомленных сверстников, труднее понять новый материал. Чем больше и внимательнее вы будете беседовать с вашим ребенком, отвечая на его вопросы, чем доступнее для него будет ваше объяснение, тем лучше вы подготовите его к восприятию учебного материала.
Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребенка. Во-первых, развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Во-вторых, имеет смысл учить ребенка делать точные движения при рисовании и письме, так как в большинстве гимназий и школ с авторскими программами на обучение письму и каллиграфии отводится мало времени и множество детей и в старших классах не умеют красиво и быстро писать. Более того, сам процесс письма в большинстве случаев не доведен до автоматизма, это приводит к тому, что ребенок при выполнении заданий по русскому языку сосредоточен не столько на орфографии, сколько на процессе письма. Итог - большинство детей пишут с ужасающими ошибками. Важно не перестараться, и обучение ребенка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие. Полезно давать ребенку задание на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения и тому подобные задания. Обучение письму тоже полезно, если только оно не воспринимается ребенком как неприятная обязанность.
Развить тонкую моторику помогают такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями типа "Лего", склеивание моделей из бумаги или пластика, рисование, вязание, особенно крючком, собирание мозаик.
Почему вначале было сказано о том, что умение читать и писать для ребенка может быть неполезным при поступлении в школу? Нередки случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассники только научатся в первом классе. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он отвлекается, отвлекает других ребят и мешает учителю. Он чаще других вызывается отвечать, не давая учителю спросить других и вызывая, таким образом, раздражение учителя. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. К третьему - четвертому классу он из отличника может стать троечником и попасть в разряд "трудных".
Мы пришли к тому, что подготовка к школе с этой точки зрения процесс длительный, начинать его надо постепенно и загодя. Чтобы быть более уверенным в том, что ваш ребенок готов к школе, стоит заранее поинтересоваться в школе, куда вы намерены отдать своего ребенка, каковы требования к малышу, есть ли подготовительные группы в вашей школе, поговорить с родителями первоклассников и учителем.
29. А. Потапова Как мотивировать ребенка к школе?
Что такое мотивационная готовность? Давно известно, что очень большие трудности для самих детей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Ребенок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где преобладает оценка предметных действий ребенка и их соответствие образцам или правилам, а сам ребенок как личность мало кому интересен. В школе ребенок встречает чужих людей, с ними надо строить деловые отношения, надо уметь защитить свое "Я" от воздействия другого человека. Негативный образ себя и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже своих возможностей.
Итак, всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть стремления к совершенству. Тревоги матери по поводу возможных школьных проблем заражают ребенка, и он несет за собой груз нерешенных родительских проблем, вынужден отвечать не только за себя и свои возможные ошибки, но и за родительские страхи и несбывшиеся надежды.
Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, что и как говорят о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в том, как учатся дети, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка и семьи в целом и успехами тех детей, родители которых отдают ребенка в школу "потому, что так надо" или "чтобы он не болтался без дела" и совершенно не интересуются успехами ребенка. Основные мотивы, которые определяют отношение к учебе, это стремление получать пятерки, желание встречаться с приятелями и играть, желание, "чтобы мама хвалила" или чтобы быть лучше всех, любознательность и желание узнать новое, страх наказания, или "чтобы была хорошая работа когда вырасту". Мотивы самые разные как по силе, направленности, так и по близости цели. Вспомните, как вы рассказывали ребенку о школе. Вы говорили - "в школе у тебя будет много друзей, у тебя будет красивый портфель и карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, это будет твоя работа, так надо?"
Вспомните свое отношение к школе, боялись ли вы туда идти или хотели? Сложно ли вам было сказать родителям о плохой оценке? Ждете ли вы, что ваш ребенок порадует вас и станет отличником? Думаете ли вы, что плохие оценки вашего ребенка станут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребенка и ребенка ваших друзей? Что для вас важнее, отметка в дневнике или уровень знаний и отношение ребенка к школе?
Ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка формирует и отношение вашего ребенка к этим явлениям. Слишком отдаленный мотив типа "хорошая работа, когда вырасту" слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети шести-семи лет слабо умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще когда будет, а уроки не хочется делать сейчас, и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возникнет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить - а вдруг неправильно?
Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки и начнете стыдить его за четверки или тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее - оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы?
Наиболее предпочтительная мотивация ребенка - интерес, стремление узнать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: "хочу в школу". Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой - все это создаст положительную мотивацию вашему ребенку.
30. Какие услуги могут оказать педагоги и психологи при подготовке ребенка к школе? При проведении теста "Готов ли Ваш ребенок к школе?" мы набрали минимальное количество балов. Моему мальчику уже 5 с половиной лет.
Комплексная диагностика, проведенная психологом, поможет выявить наиболее проблемные области Вашего сына - что в его развитии соответствует норме, а что необходимо "подтягивать". По этим результатам можно судить о возможных трудностях, с которыми Вы встретитесь в школе. Тест для родителей - не научный, а популярный, он может дать только очень приблизительную оценку его возможностям. В консультации мы обычно смотрим и на общее развитие ребенка, его самооценку, умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться правилам и на другие общепсихологические характеристики. Обычно диагностика занимает несколько встреч. Каждая встреча заканчивается рекомендациями родителям относительно тех качеств, которые нужно в ребенке развивать. Если в домашних условиях это затруднительно либо родители не обладают достаточным терпением, можно заниматься подготовкой к школе и в условиях консультации. Вот в общем виде те возможности, которые открывает визит в психологическую консультацию.
31. Как наиболее продуктивно использовать последнее "вольное" лето ребенка перед школой?
Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето - достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса.
Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.
Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:
• Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
• Их длительность не должна превышать 35 минут.
• Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
• Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.
Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!
Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи
(Источник: www.psi.lib.ru)
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. 3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.
Факторы риска в развитии ребенка могут оказаться чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течение беременности, и особенности протекания родов, и болезни, перенесенные самим ребенком в течение дошкольного детства (особенно на первом году жизни), и конечно, хронические заболевания.
Хочется обратить внимание родителей на то, что не только хронические заболевания влияют на успешность адаптации детей в школе, но и частые простудные заболевания, которым многие родители не придают особого значения. Рассмотрим хотя бы обычный насморк. Из различных недомоганий он кажется наиболее безобидным. Однако нельзя не учитывать, что затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления достаточного количества кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и, в конце концов, к учебному отставанию.
Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.
Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.
Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ребенка - это вопрос о психологической готовности к школе. О "внутренней позиции школьника" можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование "чувства необходимости учения", они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять "позицию школьника": чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.
В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как его эмоциональная жизнь отличается еще ранимостью, незащищенностью.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.
Другим следствием обобщения переживаний является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.
Неприятным для родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность.
Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.
Таким образом, родителям и педагогам следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все эти проблемы останутся в данном возрастном периоде.
Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.
Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.
Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.
Надеемся, что информация об особенностях протекания адаптации к школьному обучению у детей оказалась интересной и полезной для Вас и Вы сможете, учитывая эти сведения, облегчить привыкание своего ребенка к школе, помочь ему в трудную минуту.
Психолог школы № 807
Ломтева Т.А.
- Родителям дошкольников. Выбираем школу. Школы государственные и частные
- Развитие мелкой моторики и координации движения рук
- "Зачем я хожу в школу?" Бренифье Оскар Художник: Дюран Делфи Переводчик: Лукина Ксения - Издательство: Клевер Медиа Групп, 2012 г. - 26 c. - Серия: Малыши рассуждают.
Дети - очень любопытные создания. "Почему?", "Как?", "Зачем?" - их любимые слова. Зачем ходить в школу? Почему я должен делать так, а не иначе? Нередко их на первый взгляд простые, а на самом деле сложные вопросы ставят родителей в тупик. Нова я серия книг всемирно известного французского философа и детского педагога Оскара Бренифье поможет родителям найти ответы на нелегкие вопросы, которые задают маленькие почемучки в возрасте от 5 до 8 лет.
ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ И КАК ХОДЯТ В ШКОЛУ?
Книга с рассуждениями о школе для дошкольников – это конечно не традиционно, но вполне объяснимо. Написана-то она была французом, а почти везде в Европе, да и в США в школу идут с 4-5 лет. Так что и книга адресована вовсе не семилетним первоклассникам, а более младшим детям, тем, которых мы привыкли называть «старшими дошкольниками». Это вовсе не значит, что для русскоязычных детей, которые в этом возрасте ещё ходят в детский сад, книга не актуальна. Книжка-то довольно хитрая – она не только и не столько рассказывает о школе, сколько учит правильно задавать вопросы, искать и анализировать полученные ответы и, главное, не сдаваться, пока проблема не решена.
Книга построена в форме беседы между мальчиком Алексом, его мягкой игрушкой Пухликом и разными людьми и предметами, которые Алекс встречает в школе. Мальчик впервые пришёл в школу и задаёт всем один и тот же вопрос: «Зачем я хожу в школу?» Полученные ответы не удовлетворяют мальчика – он или не соглашается с ними, или считает их недостаточно полными или вообще воспринимает реплику как ответ на совсем другой, не его, вопрос. В беседе ему помогает Пухлик, он, как взрослый, направляет мысль мальчика, помогает посмотреть на вопрос и ответ с разных сторон. Эта реакция на простые реплики, первая попытка анализа чужих слов, к которой мальчика подталкивает Пухлик, – очень хороший образец для начинающих мыслителей. Мальчик не принимает ответ в форме «а, понятно, ну ладно», он сомневается, переспрашивает, не соглашается, знакомится с другими точками зрения.
– Скажи, лестница, зачем ты в школе?
– Ах, – вздыхает лестница, – я здесь уже так давно! По мне всё время бегают и прыгают. Я так устала! Больше не могу.
– Хм… Лестница говорит, как она себя чувствует, а не зачем она в школе.
– Скажи, кукла, а ты зачем в школе?
– Потому что я ищу новых друзей. А в школе у меня их много! – отвечает кукла.
– Заводить друзей не так-то просто! – восклицает Алекс. – А когда они есть – иногда мы спорим и ссоримся.
Пухлик успокаивает Алекса:
– Так-так! Даже если мы иногда ссоримся, то всё равно остаёмся друзьями. Не обязательно всегда и во всём соглашаться.
В конце учительница отвечает на вопрос Алекса: «Думаю, что мы ходим в школу для того, чтобы учиться задавать вопросы и искать ответы». Так что, кажется, Алекс на всём протяжении своего первого школьного дня делал то, чем и нужно заниматься в школе: учился правильно формулировать проблему и искать её решение.
Автор книги, Оскар Бренифье – это явный фаворит издательства «Клевер-Меди-Груп». Они выпустили уже довольно много книжек этого французского философа, который в отличие от многих других философов не пишет статьи непонятными словами, а работает с детьми, учит их задавать сложные вопросы и не бояться рассуждать и искать на них ответы. Бренифье считает, что философия должна быть в жизни каждого человека, придавать ей глубину и осмысленность и именно философия в форме обсуждения важнейших вопросов бытия и сознания может стать основой диалога между детьми и родителями. Большинство книг Бренифье, представленных Клевером российскому читателю, адресованы детям среднего школьного возраста. Данная книга является первой в серии «Малыши рассуждают». Также в ней появятся книги на другие, не менее интересные темы: «Скажи, мама, почему я есть на свете?» и «Почему я не могу делать, что хочу?» Как и в первой книге, Оскар Бренифье покажет малышам, как непросто и как интересно рассуждать самостоятельно.
(Источник: http://fly-mama.ru)
(Источник: http://read.ru/ и www.labirint.ru)
- Из опыта работы годичных курсов адаптации к школе детей, не посещающих детский сад (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2010, № 10
В статье представлена модель организации предшкольного образования детей, не посещающих ДОУ. Описывается опыт организации годичных курсов адаптации к школе на основе формирования социальной, личностной и эмоциональной готовности дошкольников. Приводятся педагогические условия успешной адаптации, а также формы и основное содержание работы на курсах адаптации.
В последние годы многие исследователи (М.М. Безруких, Г.А. Дорофеева, М.И. Степанова и др.) констатируют интенсивное увеличение числа учащихся первых классов с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вы званными трудностями адаптации к новым социальным условиям [2; 3; 6]. Эта проблема особенно характерна для детей, не посещавших детский сад. Вот почему такое большое внимание должно уделяться вопросам организации специальной предшкольной подготовки данной категории детей.
Годичные курсы по подготовке дошкольников начинали свою работу в 1994 г., когда в стране стали повсеместно закрываться детские сады. Для родителей это была единственная возможность привести своих детей в группы, где те могли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками. Уже тогда мы обратили внимание на проявившийся комплекс «домашнего ребёнка», характеризующийся такими признаками социальной и личностной дезадаптации, как низкий социальный статус ребёнка в группе, низкая самооценка, повышенная тревожность.
Занимаясь с «домашними детьми», мы поняли, что готовность к школе – это нечто большее, чем просто развитие физических, интеллектуальных и творческих способностей. Так родилась авторская программа «ДАР: Дошкольник. Адаптация. Развитие», которая восполняет то, чего недостаёт «домашним детям».
Целью программы стало развитие трёх ключевых компонентов готовности к школьному обучению: социального, личностного и эмоционального.
Социальный компонент – это умение жить и трудиться в коллективе сверстников, удерживать в своём внимании общую для всех участников цель деятельности.
Личностный компонент включает адекватную самооценку и понимание своего места по отношению к сверстникам и реальной действительности.
Эмоциональный компонент подразумевает уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания; наличие способности преодолевать естественно возникающее чувство школьной тревожности; определённый уровень эмоциональной устойчивости.
Более полно наше понимание клю чевых компонентов готовности к школе представлено в таблице.
Учебнометодический комплекс «ДАР» состоит из шести программ («Волшебный мир слов», «Волшебный мир чисел», «Дорога в мир по знания», «Волшебный мир красок», «Волшебный мир звуков», «Волшебный мир здоровья»), методического пособия для педагогов и рабочих тет радей для детей. Организация занятий на курсах по форме максимально приближена к школьному обучению, что позволяет включать адаптационные механизмы детей. По содержанию она полностью соответствует дошкольному периоду детства с его ведущей деятельностью – игрой, где создаются условия для формирования ведущей деятельности следующего возрастного периода – учебной деятельности.
Рассмотрим подробнее форму занятий на курсах. Каждое занятие в соответствии с развивающими задача ми проводится в одном из четырёх специально оборудованных для этого кабинетов. Один предназначен для осуществления предметных и ролевых игр, а также упражнений на развитие эмоциональной сферы и социальных навыков, релаксацию. Поэтому в нём находится обширная детская библиотека, удобные кресла, большой выбор мягких игрушек, напольные покрытия для проведения релаксационных и оздоравливающих упражнений.
Ключевые компоненты готовности к школьному обучению у «домашних детей»
Социальный компонент | Личностный компонент | Эмоциональный компонент |
Критерии развития данного компонента | ||
Коммуникативные умения | Удовлетворённость различны ми сторонами своей деятельности, своей жизнью в целом и собой (адекватная самооценка) | Способность к произвольной регуляции поведения и эмоциональное благополучие |
Показатели развития данного компонента | ||
Умение и желание общаться со сверстниками. Умение общаться со взрослы ми. Знание норм и правил общения. Бесконфликтное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умение действовать по правилам. Навыки игровой деятельности. | Стремление к новой социальной роли и значимой деятельности (желание выполнять роль ученика). Уверенность в себе, в своих силах. Самопринятие, устойчивая положи тельная оценка себя. Познавательная активность (желание узнавать новое). | Преобладание позитивного настроения (чувство радости). Умение сохранять работоспособность при отсутствии личного внимания со стороны взрослого. Эмоциональная устойчивость. |
В другом кабинете ведутся занятия по окружающему миру – и здесь имеется зелёный уголок с аквариумом, большой выбор географических карт, дидактических игр и стимулирующих материалов по естествознанию. Третий – предназначен для развития предметных навыков, и потому в нём можно найти различные наборы игр по конструированию. Четвёртый кабинет со специально подобранными интеллектуальными и настольными играми используется для интеллектуального развития.
Занятия по каждому учебному на правлению ведутся разными педагогами, но все предметы объединены структурно и тематически. Структура занятия включает: ритуал приветствия/прощания, разминку, рефлексию предыдущего занятия, основную часть занятия, рефлексию проведённого занятия.
Ритуалы приветствия/прощания ориентированы на то, чтобы сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. Разминка оказывает позитивное воздействие на эмоциональное состояние детей, выполняет важную функцию настройки детского организма на продуктивную деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы и задач пред стоящей деятельности.
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (по нравилось – не понравилось; было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Основную часть занятия составляют игры и упражнения, направленные на развитие ребёнка или на решение конкретных задач (обучение элементам техники выразительных движений, приобретение навыков в саморасслаблении или поднятии мышечного тонуса, обучение моделям выражения основных эмоций и чувств и т.д.).
При разработке содержательной части занятий мы исходили из того, что игра и сказка в детском восприятии неотделимы. Эмоциональная атмосфера сказки является наиболее естественной для дошкольников. Она устраняет беспокойство, повышенное возбуждение, скованность – черты, столь характерные для «домашних детей» в новой для них обстановке. Атмосфера сказки даёт возможность детям восстановить силы, помогает увеличить энергетический запас и активизирует творческий потенциал. Другими словами, она позволяет эффективно развить эмоциональную устойчивость «домашних детей».
Сказка как смысловая первооснова объединяет все предметы одного учебного дня и позволяет максимально полно реализовать все обучающие, развивающие и воспитательные зада чи для конкретной группы детей, по скольку сказка как основа сценария учебного дня подбирается каждой группе, исходя из психолого-педагогических задач. Опытным путём мы установили, что для развития социального, личностного и эмоционального компонентов готовности к школьному обучению достаточно 50 (народных и классических) сказок – для нас они стали «обязательным минимумом».
Содержание сказки даёт возможность вводить игровые моменты в обучение и использовать различные виды игр: режиссёрскую игру, образную, сюжетно-ролевую, игру с правилами. Тем самым обеспечивается непосредственное и контактное общение детей в группе и развиваются различные коммуникативные умения: 1) базовые коммуникативные умения (приветствие и прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ); 2) процессуальные коммуникативные умения (умение выступать перед другими; слушать других; сотрудничать; управлятькомандовать; подчиняться).
Для того чтобы сформировать над лежащий уровень общения со сверстниками и взрослыми, мы используем следующие приёмы ведения игровой деятельности:
1) игра как совместная деятельность, при организации которой дети должны согласовывать свои действия не по заданным ролям, а по предметному содержанию и смыслу этой деятельности;
2) «игра» взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы взаимодействия на правах равного партнёра;
3) непосредственное обучение детей взаимодействию в ситуации общей задачи, когда взрослый подсказывает им, помогает совместными усилиями решить предложенную задачу;
4) введение в коллективную игру «управляющего» (одного из детей), который должен «дирижировать» игрой остальных участников и при этом одновременно учиться учитывать позиции всех играющих;
5) введение в игру двух «управляющих» с взаимно противоположны ми позициями – в течение всей игры они должны учиться поддерживать решение общей задачи, сохраняя при этом соревновательные отношения;
6) игра, в которой ребёнок исполняет одновременно две роли с взаимно противоположными интересами, благодаря чему у него формируется умение рассматривать ситуацию с разных сторон.
Таким образом, каждое занятие по программе «ДАР» представляет со бой один вид игры на базе конкретной сказки в сочетании с развивающей когнитивной основой. Кроме того, в ходе занятий ребёнок видит и понимает связь между ним и окружающим миром (ребёнок и предметный мир, ребёнок и природа, ребёнок и другие люди).
Семья традиционно считается главным институтом воспитания (С.П. Акутина, А.И. Захаров, И.А. Дядюнова, В.В. Козлов и другие) [1; 5; 4; 7]. Поэтому мы строим свои отношения с родителями на принципах сотрудничества. С ними ведётся работа по определённому плану, который включает периодические индивидуальные и групповые встречи, консультации, детскороди тельские праздники, тематические обучающие лекции и семинары, методические пособия. Это даёт возможность педагогам уже с первых занятий подобрать необходимые для полноценного развития детей индивидуальные методы, формы, приёмы работы.
К тому же такое психолого-педагогическое просвещение восполняет родителям «информационный голод» по актуальным проблемам развития и воспитания детей, преемственности дошкольного и начального образования.
В заключение хочу отметить, что принципиальное отличие программы «ДАР» выражается в том, что она:
1) рассчитана на подготовку детей, не посещающих ДОУ, и потому учитывает особенности именно этого контингента детей;
2) не повторяет программу школьного обучения в 1-м классе и потому сохраняет познавательную активность ребёнка на протяжении всей начальной школы;
3) является комплексной, поскольку работа на каждом занятии включает упражнения по развитию коммуникативных способностей ребёнка, его произвольной регуляции, развитию эмоциональной и поведенческой сферы, но при обязательном использовании когнитивного содержания;
4) помогает родителям, равно как и детям, подготовиться к школьному труду и выработать своё родительское отношение к особенностям своих детей.
Опыт работы с детьми на курсах адаптации по программе «ДАР» показывает, что групповая деятельность оказывает благоприятное воз действие на развитие личности ребёнка. Она позволяет сформировать у него навыки самоорганизации, самоконтроля и ответственности за выполнение задания, учит его правильно выстраивать взаимоотношения со сверстниками, разрешать возникающие конфликты.
Наблюдая за поведением детей, мы отмечали, что они к концу обучения на курсах практически перестают драться, начинают сопереживать успехам и неудачам друг друга, оказывают друг другу необходимую по мощь. Дошкольники приобретают способность договариваться, взаимодействовать в совместной деятельности, общаться, подчиняясь определённым правилам, что является, как мы уже указывали ранее, важнейшим компонентом эмоциональной и социальноличностной готовности детей к обучению в школе.
Таким образом, наша концепция подготовки ребёнка к школе даёт основание утверждать: в течение всего лишь одного учебного года можно создать условия, способствующие развитию ребёнка, не охваченного до этого дошкольным образованием. Это позволит ему легче адаптироваться на этапе перехода в статус ученика и быть успешным на протяжении всего обучения в начальной школе, а также – что немаловажно – повысит статус и значимость школы в глазах родителей.
Литература
1. Акутина, С.П. Воспитание = семья и школа / С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2006. – № 7. – С. 27–43.
2. Безруких, М.М. Готов ли ребёнок к школе? / М.М. Безруких. – М. : Вентана-Граф, 2002.
3. Дорофеева, Г.А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь : дисс. ... канд. психол. наук / Г.А. Дорофеева. – Ростов н/Д. – 2001.
4. Дядюнова, И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста / И.А. Дядюнова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 10. – С. 89–92.
5. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка / А.И. Захаров. – 3-е изд., испр. – СПб. : Союз, 1997. – 224 с.
6. Степанова, М.И. Что такое «школьная зрелость»? / М.И. Степанова // Справочник для родителей будущего первоклассника. – М. : «Фирма «Изд-во ACT», 1999. – С. 48.
7. Семья и школа : детскородительские отношения как предикторы особенностей школьной адаптации первоклассников / Проблемы социальной психологии ХХІ столетия ; под ред. В.В. Козлова. – Ярославль, 2001. – Т. 2. – С. 32–35.
(Источник: www.school2100.ru)
- "БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОКЛАССНИКА" Патрушина Т.
Первая публикация: Патрушина Т.А., Филякина Л.К. Первоклассник на пороге школы. Советы родителям. Советы учителю – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006.
Первого сентября первоклассник вырывается из рук родных, торжественно поднимается на школьное крыльцо и исчезает внутри здания. И отныне он предоставлен самому себе на фоне непредсказуемых для него трудностей и опасностей. Но как мало порой успех первых недель учёбы зависит от него самого! Зато как много эти недели определят во всей его дальнейшей жизни...
Эта книга – о тех типичных проблемах, которые ждут почти каждого ребёнка в обычной, среднестатистической школе. И о том, какими небольшими усилиями родители могут преобразить школьную судьбу своего сына или дочери, о тех самых простых вещах, о которых им важно помнить.
Содержание:
Беседа первая. Почему трудно первокласснику
Беседа вторая. Секреты первых неудач
Беседа третья. Как выбрать школу
Беседа четвёртая. Ребёнок встречается со школой