Детская психодиагностика: готовность к школе и школьная зрелость

- Книга "Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания" Сост. Ю.В. Филиппова / Ин-т "Открытое о-во" - Ярославль, 2003 г.

В методических указаниях по проведению психологического обследование детей-дошкольников на предмет определения готовности к школе представлены методики диагностики основных компонентов школьной зрелости ребенка. Особое внимание уделено методике составления психологического заключения по итогам обследования, а также даны некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Пособие "Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания" Сост. Ю.В. Филиппова предназначено для студентов 4-5 курсов факультета психологии, специализирующихся по "Педагогической психологии". Представленный материал направлен на подготовку студентов для выполнения практических занятий по курсу "Детская психодиагностика" в разделе "Методы диагностики школьной зрелости".

 

При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулки, на экскурсиях. Необходимо заинтересовать ребенка предметами и явлениями окружающего мира, одновременно расширив его кругозор, стимулируя познавательную активность дошкольника. Необходимо приучать ребенка рассказывать о своих впечатлениях от увиденного или услышанного, такие рассказы необходимо внимательно и заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно при этом задавать ребенку вопросы, стараясь получить от него более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать больше читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

Для повышения уровня развития мышления и речи большое значение имеет участие ребенка в подвижных и развивающих коллективных играх. При этом необходимо чаще доверять ему исполнения ролей, требующих принятия каких - либо решений, активного речевого общения с другими детьми. Не надо стараться «натренировать» ребенка на понимания и выполнения задания типа тех, которые используются для тестирования. Это может создать лишь видимость успеха, что неминуемо приведет к появлению трудностей в период адаптации ребенка к школе.

Оглавление

I. Проблема определения школьной зрелости

II. Проблема диагностики школьной зрелости

III. Диагностический комплекс

3.1. Оценка интеллектуального компонента школьной зрелости

3.1.1. Ориентация в окружающей среде, запас знании

3.1.2. Произношение

3.1.3. Речевые коммуникации

3.1.4.Способность понимать и воспроизводить содержание

3.1.5.Навыки чтения

3.1.6. Развитие мелкой моторики рук

3.1.7.Уровень графического изображения

3.1.8. Особенности внимания

3.1.9. Особенности памяти

3.1.10. Особенности мышления

3.1.11. Навыки счета

3.2. Оценка социального компонента школьной зрелости

3.3. Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости

IV. Составление заключения

V. Некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к школе

Литература

 

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М,, 1994.

Бурменская Г.В. Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для 6- летних детей). М., 1984.

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М,, 2001.

Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов Под ред. Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгера, К.Н. Политовой, Е.Ю. Сушкова. М., 1992.

Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. А.Л. Венгера, Б.В. Холмовской. М,, 1978.

Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе). М-Воронеж, 2002.

Забранная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей на медико-педагогических коллегиях. М., 1983.

Загрожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. 1977. № 8.

П. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. И. Шванцары. М., 1987.

Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.А. Венгера. М., 1989.

Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет (учебное пособие для родителей и педагогов). Ярославль, 2001.

Мухина B.C. 6-летний ребенок в школе. М., 1986.

Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Л.А. Венгера, А.Н. Давидчук, Р.С, Буре. М,, 1980.

 

Веракса А.Н.: Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. (Психодиагностика)

 

Готов ли ваш ребенок к школе? (тесты/вопросы/собеседование на определение уровня готовности/развития/знаний)

 

- Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе

В учебном пособии рассматриваются основные теоретические концепции и проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе, представлены различные аспекты психического здоровья школьников. Показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов психологической готовности. Учебное пособие предназначено студентам факультета психологии, практическим психологам.

 

- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе

Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. — результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.

 

Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.

Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.

 

Овчарова Р.В. Ребенок приходит в школу

Эта книга для учителей начальных классов, школьных психологов, социальных работников, для всех, кто работает с младшими школьниками. В ней представлены несложные методики определения уровня подготовки ребенка к школе и рекомендации по формированию разноуровневых классов. Подробно рас-сказывается о способах коррекции школьных страхов и тревожности у детей. Интересны разработки уроков человековедения и общения в начальной школе.

Специальная глава посвящена детям, слабо подготовленным к школе, плохо адаптируюшимся в новых условиях.

 

- "Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет." Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой // Дыбина О.В., Анфисова С. Е., Кузина А. Ю. , Груздова И. В. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г. - 64 с.- Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду».

В пособии представлены диагностические задания для выявления уровня сформированности компетентностей детей 5-7 лет; даны качественные характеристики уровней сформированности технологической, информационной и социально-коммуникативной компетентностей.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов, а также студентам III-V курсов дневного и заочного отделений педагогических вузов.

Оглавление

Введение

Диагностика технологической компетентности

Методические рекомендации к процедуре диагностирования

Методический материал по диагностике

Качественная характеристика уровней сформированности технологической компетентности

Диагностика информационной компетентности

Методические рекомендации к процедуре диагностирования

Методический материал по диагностике

Качественная характеристика уровней сформированности информационной компетентности

Диагностика социально-коммуникативной компетентности

Методические рекомендации к процедуре диагностирования

Методический материал по диагностике

Качественная характеристика уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Рекомендуемая литература