Материал "Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие" Конева О.Б.– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

В учебном пособии рассматриваются основные теоретические концепции и проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе, представлены различные аспекты психического здоровья школьников. Показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов психологической готовности.

Учебное пособие предназначено студентам факультета психологии, практическим психологам.

 

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Принятие учебной задачи и адекватное действование в ситуации такой задачи может служить важнейшим критерием, диагностирующим общую психологическую зрелость ребенка и его готовность к школьному обучению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1.1 Современные трактовки проблемы подготовки детей к школе

1.2 Психологические аспекты здоровья школьников

РАЗДЕЛ 2. КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ И ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

2.1. Состав и структура психологической готовности детей к обучению в школе

2.2 Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу

РАЗДЕЛ 3. КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

3.1 Мотивационная, личностная готовность к школе (формирование «внутренней позиции школьника»)

3.2 Интеллектуальная готовность к школьному обучению

3.3.Эмоционально-волевая готовность

Литература

Основная

Дополнительная

 

Литература

Основная

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

2. Иванова О.Н.Обучаемость, как принцип развития умственного развития детей. – М.: Просвещение, 1968

3. Кравцова Е.Е. Психологическая готовность ребенка к школе. – М.: Педагогика, 1991.

4. Выготский Л.С. Проблема возраста. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

5. ЛубовскийД.О. Психологические проблемы диагностики аномального развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

6. Морфа-функциональное созревание функциональных систем организма детей дошкольного возраста. – М.: Феникс, 1981.

7. Непомняшая Н.И.Структура произвольной деятельности у дошкольников. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. – М.: Наука, 1965.

8. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

9. Пиктограмма как метод изучения личности в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

10. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1986.

11. Салмина Н.Г. Знак и символ. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

12. Шванцара. Диагностика психического развития. Школьная зрелость. – М.: Педагогика, 1973.

 

Дополнительная

1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С.132–142.

2. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. – 1988. – №9.

3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Педагогика, 1994.

4. Выготский Л.С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – Т 4.

5. Демина И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание. – 1990. – №3.

6. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М.: Педагогика, 1978.

7. Змановский Ю. Психофизические и психологические особенности // Дошкольное воспитание. – 1983. – №2.

8. Кеэс Г.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. – 1983. – №6.

9. Коломинский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Педагогика, 1983.

10. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988.

11. Кравцов Г. Царевна Несмеяна и другие или формирование произвольности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №11.

12. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987.

 

P.S.

Рекомендуем:

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе

Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. — результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.

 

В каком возрасте отдать ребенка в школу? Пора ли в школу?

 

- Л. А. Венгер, А. Л. Венгер Готов ли ваш ребенок к школе?

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

 

- Готов ли ваш ребенок к школе ?

Аннотация к книге "Готов ли ваш ребенок к школе?. Книга тестов для детей 6-7 лет": Книга представляет собой сборник тестов, которые часто используются при тестировании детей перед поступлением в школу. С помощью этих тестов родители смогут проверить, готов ли их ребенок овладению письмом, хорошо ли он читает, достаточно ли развиты у него математические представления, память, внимание, мышление, речь и воображение. Книга также поможет родителям определить объем знаний ребенка об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.

 

Как подготовить ребенка к школе

Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.: Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы. В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.