Застенчивый ребенок

Застенчивый ребенок» Филипп Зимбардо, Ширли Рэдл; пер. с англ. Е. Долинской. - М.: ACT Астрель, 2005.

Застенчивость социальна по своей природе: она возникает только там, где два человека вступают в контакт, или скорее там, где два человека не могут наладить контакт друг с другом. Чарльз Дарвин еще в 1890 году отметил, что застенчивость чаще всего проявляется румянцем — ≪наиболее специфичной человеческой особенностью≫. Если подвергнуть эту проблему более глубокому анализу, то становится очевидным тот факт, что робость и застенчивость заставляют человека наиболее остро чувствовать свободу и ее отсутствие. Действительно, застенчивость можно понимать как добровольное лишение себя свободы.

Застенчивость может стать настоящей тюрьмой и кошмаром для робких студентов, которых в свое время не научили ≪работать в коллективе≫ и выступать перед аудиторией.

Вполне возможно, что вы не считаете себя застенчивым человеком, однако время от времени испытываете это неприятное чувство. Существует определенная разница между ≪хронически≫ неуверенными в себе людьми, застенчивость которых носит постоянный характер, является практически неотъемлемой чертой их характера, и людьми, испытывающими временные затруднения в общении с другими людьми. Для последних причина такого поведения заключается в самой коммуникативной ситуации, заставляющей человека испытывать определенную неуверенность и вести себя неестественно. Чтобы помочь таким людям, в первую очередь мы рекомендуем им по новому взглянуть на свою застенчивость, как на вполне нормальную реакцию в отдельных случаях.

Изучая отношение учителей, родителей и учеников начальной школы (в возрасте 7—8 лет) к феномену застенчивости, исследователи доказали, что некоторые поведенческие модели свойственны застенчивым детям только в определенных, конкретных ситуациях (например, только дома или только в школе), другие же могут проявляться повсеместно, независимо от обстоятельств и окружения.

Проводя исследование среди детей дошкольного возраста, мы не могли полностью положиться на данные анкет и результаты интервью с детьми. Вместо этого мы использовали четыре источника информации о том, как четырех-, пяти- и шестилетние дети представляют себе застенчивость и застенчивых людей. Мы (и наши помощники) провели наблюдение за поведением детей в детских садах и школах, а затем попросили их учителей и родителей заполнить наши анкеты на предмет застенчивости их детей и учеников. Кроме того, мы придумали игровой тест, который помог нам опосредованно получить информацию о том, как дети сами понимают застенчивость. Родители, учителя и наши наблюдатели достигли согласия относительно того, кого из детей нужно считать застенчивыми. Может быть, согласие было достигнуто потому, что застенчивость в этом возрасте — явление в каком-то смысле публичное. Маленькие дети еще не умеют скрывать свою неуверенность и социальные страхи в отличие от взрослых людей, которые делают это порой с огромным мастерством. Треть всех опрошенных детей были признаны застенчивыми, хотя некоторые из них проявляли большую застенчивость в школе, чем дома, а кто-то испытывал робость только вне привычных школьных или домашних стен.

Мы придумали игру под названием ≪Найди застенчивую куклу≫. Детям показывали двух кукол, одну из которых представляли как робкую и застенчивую, а другую — как более смелую и уверенную в себе. Затем мы задавали вопросы, в качестве ответа на которые дети должны были указать на одну из кукол, которая, на их взгляд, больше соответствует предложенной поведенческой модели. Среди вопросов были, например, такие: ≪Кто из кукол чаще играет в одиночестве?≫, ≪Кто из них не любит разговаривать с другими людьми?≫ и т.д. К четырем годам дети, воспитанные в рамках нашей культуры, уже успевают получить некоторое представление о застенчивости, о том, что застенчивость — это негативное явление, препятствующее социальному общению и мешающее, а то и исключающее веселье. В этом возрасте дети уже умеют определять, кто из знакомых им людей застенчив ≪так же, как эта кукла≫, и при этом себя они предпочитают отождествлять с сильной и уверенной куклой.

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ - ЭТО...

Застенчивость — это внутренняя позиция человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие. Другими словами, человек становиться чрезмерно чувствительным к неприятию его окружающими людьми. Отсюда — желание избежать людей или ситуаций, несущих в себе потенциальную угрозу любой критики в адрес его внешнего вида или поведения. Как следствие, человек предпочитает оставаться в тени, избегая общения с людьми, которое потенциально может привлечь слишком активное внимание к его персоне. В ≪Словаре английского языка≫ Сэмюэла Джонсона за 1804 год понятие застенчивости объясняется с помощью трех слов: ≪замкнутость≫, ≪осторожность≫, ≪подозрительность≫.

Большинство из нас в той или иной степени испытывают это чувство. Оно служит неким естественным защитным устройством, позволяющим человеку оценить возможные последствия того или иного своего поступка, прежде чем совершать его. За короткий промежуток времени мы успеваем прикинуть результаты того или иного совершаемого нами действия, выбрать наиболее подходящий вариант, решить, что лучше всего сказать в данной ситуации и как лучше всего поступить. Такой осторожный подход к собственному поведению становится наиболее заметным при встрече с новыми, незнакомыми людьми (особенно, если они очень отличаются от нас) или же в новых условия, когда правила игры нам не до конца ясны или известны.

Даже самый общительный ребенок станет с испугом жаться к своим родителям, когда толпа приехавших в гости родственников с громкими восклицаниями начнет обнимать и целовать его. (≪Что такое? Ты что, язык проглотил? А ну ка подойди к дяде Луи и расскажи, кем ты хочешь стать, когда вырастешь. Не бойся, я же не съем тебя!≫)

Совет: не допускайте, чтобы за вашим сыном ли дочерью закрепилась репутация робкого ребенка, и сами никогда не говорите о его застенчивости. Говоря о ребенке, выражайтесь так, как будто вы защищаете права ребенка, например: ≪Ему нужно время, чтобы получше вас узнать, ведь когда вы приезжали к нам в последний раз, ему было всего несколько месяцев от роду≫. Застенчивость, эта ≪природная сдержанность≫, так явно и полно проявляется в детях потому, что практически любая ситуация еще воспринимается ребенком как новая и необычная и вокруг столько незнакомых людей! По мере взросления у детей развивается память на лица, места и появляется знание о том, как вести себя, так чтобы не попасть впросак и избежать неприятностей. И, как правило, с возрастом люди учатся вести светские беседы, а также прибегать к другим способам преодоления страха неизвестности. Очень важно научиться смотреть на создавшуюся ситуацию глазами ребенка. А когда вы научитесь это делать, вы тут же поймете, что в каждой ситуации существует кто-то или что-то, спровоцировавшее именно такую реакцию ребенка.

Обычно застенчивость идет рука об руку с низкой самооценкой. Несмотря на то, что застенчивые люди умеют ценить некоторые свои качества или способности, в большинстве случаев они — самые строгие самокритики. Как это не парадоксально, одна из причин заниженной самооценки — слишком высокие требования, которые застенчивые люди, как правило, предъявляют самим себе. Они все время немного не дотягиваются до планки, которую сами же и устанавливают.

Идеальные отношения между родителями и ребенком должны развивать в ребенке индивидуальность, которая основывается прежде всего на твердом убеждении в собственной ценности. Если любовь не дарится безвозмездно, то ее предлагают в обмен на что-то, например, в обмен на ≪правильное≫ поведение. При таком условии каждый раз, когда ребенок, а позже — взрослый, предпринимает какое-либо действие, он подавляет свое внутреннее ≪я≫ и самоуважение. Посыл такого обращения с ребенком абсолютно ясен: ты хорош ровно настолько, насколько значительно твое последнее достижение, и ты никогда не сможешь прыгнуть выше своей головы. Таким образом, любовь, одобрение и признание становятся товарами потребления, которые можно обменять на ≪примерное поведение≫. И что самое ужасное — при малейшем проступке можно легко лишиться их. А печальнее всего то, что неуверенный, застенчивый человек воспринимает такое положение вещей как абсолютно нормальное: ведь он якобы не заслужил прибавки к зарплате, приглашения на танец или повышения по должности. Что же касается человека, которому дарят абсолютно безусловную любовь; то даже после нескольких неудач он не теряет веры в свою изначальную ценность.

Некоторые ощущают лишь легкую неуверенность в общении с другими людьми, их легко смутить. Другие откровенно робеют. Но гораздо хуже, когда человек начинает испытывать самый настоящий страх перед общением с людьми и совсем избегает социальных контактов. Нередко в наши дни родители предъявляют слишком завышенные требования своим детям. Такое впечатление, что главная задача ребенка — доказать каждому, что он — самый умный, самый образованный и самый красивый ребенок на свете. Важно понять, не являются ли одной из причин застенчивости вашего ребенка требования и ожидания, которые вы ему предъявляете. Если родители считают нужным скрывать свою любовь к ребенку, когда он не оправдывает их ожиданий, то ребенок понимает, что любовь их родителей обусловлена тем, отвечает ли он их требованиям.

Одна из главных проблем застенчивых людей заключается в том, что они понимают мир как театральную сцену, а себя — актерами на ней, к которым всегда приковано внимание зрителей. Как можно расслабиться и полностью сконцентрироваться на выполнении конкретной задачи, если вы постоянно думаете о том, что любое ваше дело будет пристально рассмотрено и оценено другими? Обычно застенчивые люди не могут этого сделать.

Неоправданно низкими ожиданиями по поводу способностей своего ребенка родители подрывают его веру в себя, поскольку он будет считать себя неспособным выполнять какие-то простейшие для его возраста задачи. Будьте осторожны, постарайтесь избежать ловушки зависимости, которая обычно сопровождается заниженными ожиданиями и требованиями, и ни в коем случае не расставляйте эту ловушку для своих детей. Вместо этого старайтесь воспитать в них чувство независимости и ответственности.

Результаты нашего исследования, проведенного среди родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, доказали, что у застенчивых родителей гораздо чаще бывают застенчивые дети. Для них необходимость обучения детей навыкам общения является настоящей проблемой и даже своего рода вызовом. Помимо всего прочего, это — повод проверить себя самого, а может быть, даже решиться на какие-то перемены: ведь дети учатся общению, беря пример с других людей (прежде всего — с родителей). Родители (особенно застенчивые) должны проанализировать свои собственные навыки общения с окружающими, чтобы суметь объяснить ребенку, как надо и как не надо поступать, а также — самое главное — почему.

Помогите своему ребенку стать более интересным человеком. Развивайте его знания и способности, прививая различные увлечения, любовь к чтению, размышлениям и дискуссиям, путешествиям. Запишите его на курсы, которые научат ребенка координировать свои движения и не стесняться своего тела, например, на танцы, на гимнастику, в театральную школу, в кадетский корпус или же просто в тренажерный зал. Умение играть на музыкальных инструментах — неоценимое преимущество в плане установления контактов с другими людьми.

Родители должны заранее подумать о потенциальной угрозе, которую застенчивость представляет для здоровья вашего ребенка. Застенчивость подобна инфекционному заболеванию: это — широко распространенное состояние полного истощения, которым страдают тридцать процентов всех детей (согласно нашему опросу, проведенному среди родителей и воспитателей детских садов). Как только эти дети подрастают и выходят за пределы своего дома, проблема становится гораздо серьезнее, а особенно она обостряется в подростковом возрасте.

Участие — отличное лекарство против застенчивости и вытекающей из нее зацикленности на себе. Умение взглянуть на мир глазами другого человека, поставить себя на другое место, умение сопереживать — это целый комплекс навыков, который развивается в первые годы жизни ребенка.

Похвала и комплименты — тоже достаточно ценный товар для обмена. Похвалив человека, который помог вам в вашем успешном начинании, вы тем самым расширяете круг людей, довольных его результатом. Точно так же, высказав комплимент относительно чьей-то внешности или способностей, вы и сами от этого выигрываете. Чувство своей собственной значимости развивается в результате удачного выполнения задачи той или иной сложности.

Застенчивость — это психологическое состояние, которое часто сопровождается физической робостью или боязнью идти на риск. ≪Страх перед новыми людьми≫ — именно так чаще всего дети понимают застенчивость. Однако обычно речь идет о более общем страхе — страхе перед риском.Детям необходима уверенность в своем собственном теле, в его силе и гибкости, в координации движений для того, чтобы уметь играть в любые детские игры. Дети, вынужденные с раннего возраста помогать взрослым выполнять тяжелую домашнюю работу, заниматься фермерским трудом или самим добывать себе пропитание, могут похвастаться ранним физическим развитием. Городские дети из семей среднего класса вынуждены вести более пассивный образ жизни: они много читают в сидячем положении, их привозят и увозят на машинах, они постоянно смотрят телевизор, да и во время занятий они тоже сидят за партами. Учителя и родители развивают их умственные способности, но зачастую забывают о физическом развитии.

Детям необходимо выражать все свои самые сильные эмоции. Они должны уметь выражать нежность и любовь точно так же, как злость или гаев. Очень часто детский гнев бывает вызван совсем не такими событиями и переживаниями, которые вызывают гнев у взрослых людей. Они могут испытывать настоящую ярость, тогда как обычный взрослый на их месте просто опечалится. Любая неудача, неприятие окружающими людьми или разочарование могут вызвать в ребенке приступы настоящего бешенства. Порой ребенок даже не отдает себе отчета в истинной причине, вызвавшей гневную реакцию, например, если причина заключается в потере контроля над ситуацией или чувстве зависимости. Однако если у ребенка имеются все основания гневаться, но при этом он не позволяет себе выражать свои эмоции, испытывая за них вину, могут начаться серьезные проблемы с его здоровьем. Если ребенок не может свободно выплескивать свои негативные эмоции вовне, они будут направлены внутрь его и со временем трансформируются в заниженную самооценку.

Застенчивый ребенок, не умеющий говорить ≪нет≫ и боящийся давать выход своим эмоциям, рано или поздно превратится в застенчивого взрослого, неспособного адекватно выражать свой гнев.

Когда вашему ребенку захочется иметь больше друзей, когда он будет готов к более спонтанным играм с другими детьми и его перестанет пугать общение с новыми людьми, мы рекомендуем вам испробовать два подхода к развитию у него навыков общения. Один из них основан на подмене внутреннего образа ребенка путем многократного внутреннего представления себя, играющего доминирующую роль. Другой метод направлен на коррекцию детского поведения через игры с детьми младшего возраста. С раннего детства наряду со сказками нужно рассказывать ребенку истории, в которых фантазия переплетается с реальностью и в которых ребенок сам является главным героем.

Родители могут помочь своим детям преодолеть застенчивость, приглашая к себе домой детей более младшего возраста того же пола, а со временем включая в группу и ровесников ребенка обоих полов. Неразумно приглашать домой сразу целую ораву детей, бросать своего застенчивого ребенка в их компании и наивно надеяться, что он тут же начнет с ними играть. Элемент соревнования в общении очень велик, а подобная ситуация требует гораздо больших навыков общения, нежели можно ожидать от застенчивого маленького ребенка.

На наш взгляд, ребенку без всяких сомнений необходим опыт общения с детьми в детском саду. Такой опыт будет способствовать развитию общительности ребенка с самых ранних лет. Если вам кажется, что атмосфера в садике или какие-то конкретные люди способствуют развитию в вашем ребенке застенчивости, обязательно обратите на это внимание воспитателя. Вы должны по любому поводу советоваться с воспитателем. Если ваш ребенок застенчив, необходимо сразу сообщить об этом воспитателю — она сможет помочь ребенку преодолеть застенчивость.

 

- "Застенчивый малыш / Как преодолеть детскую застенчивость" Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н. - 39 с.

(на http://lib.rus.ec)

Работа с застенчивыми детьми постоянно остается актуальной. Научить ребенка властвовать над эмоциями, почувствовать себя уверенно поможет родителям, воспитателям, учителям эта книга.

В книгу включены тесты, игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей.

Оглавление

Введение

1. Что такое застенчивость?

2. Чем может быть вызвана застенчивость?

3. Различные формы проявления застенчивости

4. Если застенчивость становится проблемой

5. Положительные стороны застенчивости

6. Способы преодоления застенчивости

  Пример

7. Игры, помогающие в преодолении застенчивости

8. Трудности преодоления застенчивости и препятствия

9. Советы психолога детям и родителям

Заключение

 

- "Проблема социальной изоляции детей" Галигузова Л.Н. - Вопросы психологии.- 1996. — № 3

 

- "Психологический анализ феномена детской застенчивости" Галигузова Л.Н. - Вопросы психологии, 2000, N 5.

 

- “Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов” Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. /Художники Соколов Г. В., Куров В. Н. — Ярославль: «Академия развития», 1997 г. Книга поможет родителям поближе познакомиться с особенностями общения вашего ребенка. Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, но удивительно увлекательным.

 

Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста

 

Групповая игротерапия с детьми

 

Скромный малый

 

Тактика гвоздя, или Пределы скромности

 

Застенчивость

 

Пятнадцать шагов к уверенности в себе

 

- Застенчивость

 

О застенчивых и замкнутых детях

 

О замкнутом ребенке

 

Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребенок

Книга Екатерины Мурашовой «Ваш непонятный ребенок» посвящена проблемам воспитания и психологического развития детей дошкольного и школьного возраста. Автор опирается на богатый практический опыт, накопленный за годы работы в районной детской поликлинике Санкт-Петербурга, где ей, консультанту широкого профиля, приходится сталкиваться с разнообразными проблемами детей всех возрастов. Это и задержки в развитии речи, гиперактивность, агрессивность, застенчивость, всевозможные фобии, трудности школьной адаптации, неуспеваемость, тяжелые кризисы подросткового возраста и многое другое. Именно поэтому подзаголовок книги «Психологические прописи для родителей» — не просто фигура речи. Ведь суть книги Мурашовой — помочь современному родителю, решая конкретную проблему, найти общий язык с ребенком, и часто обучение здесь начинается с самых простых, «прописных» истин.

 

- "Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения." Мишина Е О - СПб: Питер, 2012 г. - 128 с.

Оглавление, Отрывок

Вам кажется, что застенчивый ребенок довольно мил? Не путайте стеснительность и скромность! Застенчивый с детства ребенок во взрослой жизни далеко не уйдет. Барьеры в общении, страх перед любой деятельностью, новыми или влиятельными людьми, комплексы, наконец… Список можно продолжать долго. Каковы причины детской застенчивости? Как помочь стеснительному ребенку обрести уверенность? Подействуют ли уговоры или лучше прикрикнуть? На эти вопросы ответит автор нашей книги.

Содержание

Введение . .  6

Природа застенчивости .  8

Что значит быть застенчивым? 8

Детская застенчивость 12

Тест для родителей 14

Патология или возрастное проявление? 16

Позитивный опыт застенчивости 18

Причины застенчивости . 22

Наследственный фактор 22

Мама-деспот, папа-тиран или воспитательница-дура? 24

Концепция «застенчивый ребенок = удобный ребенок» 31

Застенчивый или упрямый? 34

Эгоцентричный ребенок 36

Помощь родителей застенчивому ребенку . 39

Формирование позитивной Я-концепции 39

Тест «Самооценка ребенка» 42

Общее дело и общие чувства 44

Постановочная сказка «Ослик с поникшими ушками» 46

Доверяйте малышу 49

Ориентация на успех 51

Тренинги для застенчивого ребенка 53

Тренинг «Разнообразная жизнь» 55

Игра «Что в тебе хорошего?» 58

Проверьте, насколько тревожен ваш ребенок 59

«Кто это — страх?» 61

Общаться, общаться и еще раз общаться 62

Игра «Телефонный разговор» 64

Коммуникативный тренинг «Вечерняя прогулка» 65

Игра «Кто куда пришел?» 66

«Сказка четырех друзей» 67

У застенчивости есть возраст . . 70

Сензитивные периоды развития ребенка 74

Готовимся к детскому саду 84

Дошкольный возраст 87

Младший школьный возраст 90

Лучшие школьные годы 92

Практическая часть: беззастенчивый ребенок .  96

Мимические игры 97

«Зеркальное отражение» 97

«Узнай, кто я!» 98

«Какое забавное ОНО» 98

«Смайлики» 99

«Беседа со старенькой бабушкой» 100

«Отвечай молча!» 100

«Без слов скажу, куда хожу» 101

«За стеклом» 102

Упражнения, повышающие самооценку 102

Тренинг «Что такое хорошо, что такое плохо?» 104

Игра «Что за чудо зоопарк!» 109

Игра «Я похож на тебя!» 110

«Ослик-упрямец» 110

«Напиши обо мне» 111

Подвижные игры 112

Игра «Клавиатура» 113

Игра «Дорисуй картинку» 114

Игра «Лесные тропы» 114

Игра «Каждый на своем месте» 115

Игра «Мы — одна команда» 116

Ролевые игры 116

Игры на развитие различных навыков 121

Игра «Запомни мое имя!» 121

Игра «Близкий контакт» 122

Игра «Необитаемый остров» 123

Игра «У нас новоселье!» 123

Конец застенчивости . 124

 

Природа застенчивости

Что значит быть застенчивым?

Человек живет эмоциями Отрицательные или положитель- ные, они оказывают несомненное воздействие на психику человека Но вот что интересно: каждая из испытываемых эмоций имеет свои проявления — в ноющей боли внизу живота или учащении пульса, например Влюбленность, гнев, страх — совершенно разные психические состояния, однако иногда они имеют схожие симптомы И лишь одно чувство нельзя включить в перечисленный ряд — застенчивость Она проявляется иногда от банального обращения по имени Что это — патологическая боязнь общения или наследственный комплекс? Попробуем выяснить

Определить застенчивость как психическое заболевание нельзя, но проблем от нее масса Застенчивый человек — ходячий комок нервов Незнакомые реалии жизни вызывают у него чувство страха и тревоги, от которых он пытается укрыться в своем внутреннем мире Зато в привычной обстановке он вполне адекватен.

Часто застенчивые люди остаются недооцененными Чрезмерное стеснение не позволяет раскрыться как личностным, так и профессиональным качествам человека Поэтому чаще всего излишек скромности не способствует продвижению по карьерной лестнице Одиночество — привычное состояние застенчивых личностей Даже наличие семьи и узкого круга друзей не означает, что застенчивость побеждена Чаще всего скромный мужчина становится заложником более раскрепощенной дамы, а «тургеневская девушка» выходит замуж только потому, что так надо Рожденные в таких семьях дети могут унаследовать застенчивость от одного из родителей Многое зависит от авторитета отца или матери в семье, но и наследственный фактор играет не последнюю роль Важно то, что в детском возрасте с застенчивостью бороться легче.

Половая дифференциация не влияет на проявление застенчивости Мужчины более агрессивны, поэтому иногда скрывают свои комплексы за маской мужественности или жестокости Женщинам сложнее избежать застенчивости Быть красивой, умной, да еще и лучшей порой довольно сложно Конкуренция и современные стереотипы женственности все чаще заставляют ощущать свое несовершенство, что, несомненно, вызывает излишнее стеснение и робость.

Как мужчина, так и женщина могут оставаться застенчи- выми всю жизнь, начиная с раннего детства В этом случае стоит говорить о врожденной застенчивости Родительское упущение в воспитании и развитии ребенка становится главной причиной появления гиперстеснения Когда же человеку не хватает навыков и знаний для того, чтобы чувствовать себя уверенно, появляется приобретенная застенчивость — социальная Последняя формируется в зрелом возрасте, и избавиться от нее — огромная проблема Кроме того, выделяют критический вид застенчивости — хроническую Ее основные характеристики: врожденность и постоянство, а также депрессивное состояние из-за собственной неполноценности Хроническая застенчивость сопровождается нервными срывами и психическими расстройствами Нередки в последнее время случаи суицида, причиной которых становилась излишняя робость.

Как бы ни завершилась жизнь застенчивого человека, бесспорно одно: источник проблемы — страх перед людьми Паническая боязнь общества выражается прежде всего в замкнутости Именно эта характеристика становится определяющей для всех видов застенчивости Замкнутость проявляется в нежелании человека вступать в разговор Если межличностное общение доставляет человеку дискомфорт, тогда он замыкается в себе, погружаясь в вымышленный мир Активный собеседник может вывести его из такого состояния, постоянно провоцируя застенчивого молчуна

Следующая характеристика застенчивости — неловкость, она редко покидает стеснительных людей В процессе постоянных самоанализа и самокритики застенчивые люди не находят в себе положительных качеств Это заставляет их ощущать неловкость и неуверенность в любой жизненной ситуации, чувствовать себя не в своей тарелке.

И наконец последнее свойство застенчивости — критический самоанализ В какой бы ситуации ни оказался застенчивый человек, он постоянно анализирует Угрюмые размышления над собственной жизнью сменяются критикой всего окружающего Внутренний мир застенчивого — сплошная цепочка рассуждений и оценок Но именно в нем гиперстеснительному человеку комфортно и уютно.

Застенчивость не стоит путать со стеснением Если первое — постоянная черта характера, то стеснение — временное явление, оно характерно для совестливых людей, но скованность в поведении исчезает спустя некоторое время в ходе общения То же самое можно сказать и о смущении Как кратковременное проявление чувств оно может возникнуть у любого человека, например из-за активного внимания к его персоне или излишней похвалы Застенчивые же люди способны засмущаться даже наедине с собой, так сказать, без явных на то причин.

Определить застенчивость однозначно невозможно Психологи по-разному трактуют состояние излишней робости Например, известный американский психолог и психотерапевт Ф. Зимбардо для определения застенчивости обращается к толковым словарям английского и русского языков Зарубежные толкователи определяют застенчивость как преграду для сближения по причине робости и недоверия Кроме того, четко выделены такие характеристики, как неуверенность, подозрительность и сомнение Английский словарь Уэбстера за основную характеристику принимает неловкость, стеснение в присутствии других людей Русское определение застенчивости Ф Зимбардо заимствует у В И Даля, который называет подобного человека «охотником застесняться, не показываться» Надо признать, что русское определение более точное, оно дополнено такими качествами, как несмелость, робость, излишек совести или стыда А вот еще более точное дополнение: «неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, молчаливый».

В общем, застенчивость — не психическое заболевание, это скорее состояние психики, при котором человек испытывает физический и моральный дискомфорт Степень проявления застенчивости может быть разной — от легкого стеснения до глубокой замкнутости.

Однако разногласия в определении не меняют сути: застенчивость не должна оставаться спутницей человека Бороться с ней можно, и чем раньше, тем лучше Поэтому поговорим исключительно о детской застенчивости, преодолеть которую проще.

Детская застенчивость

Избавиться от наследственной предрасположенности к гиперстеснению сложнее, чем от приобретенного качества.

Детская психика освобождается от застенчивости намного дольше взрослой Для положительного результата необходимо всестороннее вмешательство взрослых.

Застенчивость у ребенка заметна с раннего возраста Уже к 2 годам малыш начинает проявлять неконтролируемые порывы стеснения и смущения, беспричинно избегая людей Наверняка каждому доводилось наблюдать за ребенком, который то и дело прячется за мамину ногу, а если ему задать вопрос, лишь молча смотрит исподлобья Если такое повторяется довольно часто, родителям не стоит успокаиваться мыслью о банальном детском стеснении Это явный признак застенчивости, и принимать меры нужно незамедлительно.

Кроме поведенческого аспекта, застенчивых детей отли- чает повышенная утомляемость Физическая активность излишне стеснительного ребенка, к сожалению, очень низка, чего не скажешь о его мыслительной деятельности Молчание отнюдь не означает, что ребенок глуп или не в состоянии анализировать, — его внутренний мир богат и насыщен А чем впечатлительнее застенчивый ребенок, тем сложнее ему выразить эмоции, ведь выставлять чувства напоказ — непреодолимая для него задача Полученная информация не находит ни словесного, ни образного выражения, что негативно сказывается на ребенке В результате он ощущает дискомфорт и нервное перевозбуждение, что в дальнейшем приводит к еще большей замкнутости.

По той же причине появляется еще одна характерная черта детской застенчивости — частая возбудимость Она проявляется в скрытых неврозах и плохом настроении малыша Обидчивость для застенчивых детей тоже не редкость В отличие от взрослых, дети способны на беспричинную обиду, да и сам стеснительный ребенок напоминает обиженного ослика Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы доказать обиженному чаду, что он — не самый несчастный человек на свете, указывая на позитивные стороны жизни Радость и смех доступны робким детям, но в минимальном проявлении Чаще всего они раскрепощаются наедине с собой или рядом с мамой В детском саду или школе застенчивые дети максимально скованны и зажаты, что не позволяет им раскрыться Взрослый после нескольких психотерапевтических занятий в состоянии перебороть свою скованность, детям же справиться с этой проблемой поможет только близкий человек.

Принято считать, что застенчивость в столь юном возрасте присуща больше девочкам, нежели мальчикам Это спорное мнение На самом деле все определили природа и сложившиеся стереотипы воспитания Считается, что мальчик — будущий мужчина, которому совсем незачем краснеть по пустякам и стесняться чего бы то ни было Девочек воспитывают более строго, и застенчивость юной леди расценивается скорее как достоинство, чем как недостаток Поэтому чаще всего за помощью к специалистам обращаются родители именно мальчиков, хотя застенчивость девочек не менее опасна для нормального развития.

При запущенном варианте застенчивости ребенок начинает испытывать страх, но это не классический испуг У детей развивается боязнь общества, многолюдные места вызывают у них панику, сопровождающуюся истерикой Однако это крайняя стадия гиперстеснения, которая поддается только профессиональному лечению.

(Источник: www.piter.com)