"Педагогическая психология: Хрестоматия" / Сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина — СПб.: Питер, 2006. — 412 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия»).
В хрестоматию по педагогической психологии включены работы, тексты которых в настоящее время стали труднодоступными. Тем не менее проблемы, рассматриваемые в них, и сегодня остаются актуальными. Основная цель, которую преследовали составители при отборе статей, — способствовать профессиональному становлению будущих преподавателей и воспитателей, педагогов- психологов. Данное издание может быть полезно также работающим учителям для повышения их компетентности. Хрестоматия составлена в соответствии с Государственным стандартом для педагогических вузов по учебной дисциплине «Педагогическая психология».
Содержание
Предисловие 5
Часть 1. Психология обучения
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) 16
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования 28
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии ... 33
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка 39
Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников 45
Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться 57
Фридман Л. М, Кулагина И. Ю. Мотивация учения 62
Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Беспомощное обучение и обученная беспомощность 66
Волков К. Н. Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников 76
Акимова М. К., Козлова В. Т. Неуспевающие дети 86 Акимова М. К., Козлова В. Т. Педагогически запущенные дети 95
Акимова М. К., Козлова В. Т. Природные особенности ребенка и трудности учения 103
Клаус Г. Когнитивные стили 111
Клаус Г. Половые различия: мальчики и девочки 136
Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение 143
Безруких М. М, Ефимова С. П. Леворукий ребенок 165
Волков К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах 180
Козлова И. Н. Психологические аспекты анализа урока . . 203
Часть 2. Психология воспитания
Рыбакова М. М. Педагогические ситуации и конфликты 214
Добрович А. Б. Прямые методы угашения конфликта .... 225
Добрович А. Б. Косвенные методы угашения конфликта (психокоррекция общения) 227
Славина Л. С. Возникновение «смыслового барьера» и способы его преодоления 232 Божович Л. И. Аффект неадекватности 241
Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Школьная дезадаптация. Карта наблюдений Д. Стотта 243
Жутикова Н. В. Различные дидактогении у детей и подростков 260
Массен Г., Конгер Дж., Каган Дж., Хастон А. Поощрение и порицание 281
Леви В. Л. Аванс 284
Часть 3. Психология личности и деятельности учителя
Бернс Р. Ожидания учителя 292
Бернс Р. Я-концепция учителя 318
Бернс Р. Школьная организация и стиль преподавания 350
Маркова А. К. Психологический анализ труда учителя 364
Карандашев В. Н. Стиль педагогического общения 369
Что такое школьная психологическая служба 390
P.S.
- Ильин Е. П. Психология для педагогов
- Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика
- Лефрансуа Ги. Психология для учителя. Прикладная педагогическая психология.
- "Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов." Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. — М.: Педа гогическое общество России, 2003. — 512 с.
Учебное пособие, написанное известными отечественными психологами, открывает перед читателями две научные дисциплины - возрастную и педагогическую психологию, объединенные единым замыслом анализа тех вопросов и проблем, с которыми повседневно сталкивается учитель в своей профессиональной деятельности. В учебном пособии не только детально рассмотрены теоретические вопросы, но и даны практические задания и методики психологической диагностики по каждой теме.
Пособие предназначено для студентов педагогических специальнос тей всех форм обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
Глава I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
§ 1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии 5
§ 2. Методы возрастной и педагогической психологии 10
Литература 24
План-задание для самостоятельной работы 24
Глава II. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 29
§ 1. При чины и сущность психического развития ребенка в за рубежной психологии 29
§ 2. Проблемы психологии развития в отечественной науке 54
§ 3. Проблемы возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии 63
Литература 75
План-задание для самостоятельной работы 76
Глава III. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА 78
§ 1. Психология ребенка раннего возраста 78
§ 2. Пcихологическое развитие в дошкольном возрасте 83
§ 3. Психологические вопросы готовности ребенка к обучению в школе 93
Литература 105
План-задание для самостоятельной работы 106
Глава IV. ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 122
§ 1. Личность младшего школьника 122
§ 2. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника 127
§ 3. Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школьника 132
Литература 142
План-задание для с амостоятельной работы 143
Глава V. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 171
§ 1. Социальная ситуация развития : 171
§ 2. Особенности личности и межличностных отношений 178
§ 3. Особенности учебной деятельности 186
§ 4. Некоторые особенности психосексуального развития и полоролевого поведения школьников 191
Литература 194
План-задание для самостоятельной работы 195
Глава VI. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ, ЗРЕЛОСТИ, СТАРЕНИЯ 219
§ 1. Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека 219
§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни 230
§ 3. Психология взрослого человека 241
§ 4. Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека 251
§ 5. Период геронтогенеза: психология людей пожилого и старческого возраста 257
Литература 272
План-задание для самостоятельной работы 273
Глава VII. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 285
§ 1. Обучение как общественно-историческое явление и как психолого-педагогический процесс 285
§ 2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование 295
§ 3. Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты 303
§ 4. Формирование учебных навыков и умений 308
§ 5. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей 311
§ 6. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью учащихся 319
Литература 326
План-задание для самостоятельной работы 329
Глава VIII. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ 341
§ 1. Сущность и психологические механизмы воспитания в современных условиях 341
§ 2. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема 356
§ 3. Некоторые вопросы психологии перевоспитания 363
Литература 371
План-задание для самостоятельной работы 373
Глава IX. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 394
§ 1. Психология чинности учителя 394
§ 2. Специфи ка педагогической деятельности и педагогического о бще н ия 409
§ 3. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства учителя 430
§ 4. Ими дж педагога 441
Литература 448
План-задание для самостоятельной работы 451
Глава X. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 472
§ 1. Психологическая служба образования в России 472
§ 2. Основные направления и виды деятельности практического психолога системы образования 480
§ 3. Учитель и школьная психологическая служба 485
Литература 491
План-задание для самостоятельной работы 492
Приложение.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 509
- "Психоаналитическая педагогика" Фигдор Г. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. — 288 с.
Практическая ценность применения психоанализа в педагогике в наше время уже не требует доказательств, и она еще раз красочно продемонстрирована книгой, которую вы держите в руках. В ней рассматриваются разнообразные вопросы, с которыми мы сталкиваемся при работе с детьми, от повседневных — детские конфликты, детская агрессивность, помощь трудным подросткам, до специальных — ресоциализация условно осужденных подростков, работа с детьми, обучающимися в школах при больницах и их решение с точки зрения психоаналитической педагогики. Последняя часть книги посвящена организации психоаналитически-педагогической консультации, ее задачам, целям, этапам работы.
Книга адресована психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.
Содержание
Об авторе 4
Предисловие. Психоаналитическая педагогика (Д. Видра) 6
ЛОТТА ПЕРЕЕЗЖАЕТ
Детские конфликты в историях Астрид Линдгрен 44
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В ДЕТСКОМ САДУ 73
ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 85 ГЛУБИННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ 95
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В БОЛЬНИЧНОЙ ШКОЛЕ 104
«Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ, НО Я ТЕБЕ ЭТОГО НЕ СКАЖУ»
О возможностях психоаналитической педагогики в работе с «трудными» детьми 119
МОЖЕТ ЛИ ШКОЛА ПОМОЧЬ?
К вопросу оказания поддержки условно осужденным подросткам 141
МЕЖДУ ИЛЛЮЗИЕЙ РАЗВОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА ВИНУ 161
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИ-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ 176
Заключение.
Новые возможности психоаналитической педагогики {Д. Видра) 247
Приложение. Шесть экскурсов в основные понятия психоаналитической теории 249
Примечания 273