"Психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей." Колот С.А., Бродецкая Т.Г., Азаркина А.В., Ясюк Т.В. - 2-е изд., стереотип. /Одесс. нац. политех. ун-т., каф. социологии и психологии, авт. Кол.: С.А. Колот, Т.Г. Бродецька, Е.В. Азаркина, Т.В. Ясюк. - Одесса.: Наука и техника, 2004. -184 с.
Общая задача авторского варианта курса - Психология» — дать представление о структуре психологического знания и его некоторых осно1юполагающих направлениях, наиболее соответствующих их использованию в практике общения, управления и самосовершенствования личности. Метод, который объединяет представленные здесь темы, отражающие самые полезные, важные и повсеместно принятые достижения психологической науки, вполне адекватен задачам данного курса и реальности. Учебное пособие содержит темы, посвященные психологии индивидуальности и психологии личности, самооценке и уверенному поведению, развитию творческого поведения, групповой динамике, мотивации и психологии конфликта. Приведенная последовательность позволяет комплексно подойти к главной теме практической части курса общению и рассмотреть его достаточно полно в свете различных теоретических представлений.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................................................... 7
Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ .... 10
Основные черты темперамента........................................ II
Темперамент и характер.................................................. 18
Типология характера ....................................................... 19
Характер и личность....................................................... 20
Контрольные допросы н задания для самопроверки.............. 21
Литература.................................................................... 25
Тема 2. ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ ..........................26
Понятие об эмоциях......................................................... 28
Классификация эмоции..................................................... 30
Динамика эмоции............................................................. 32
Функции эмоции.............................................................. 33
Эмоции и познание........................................................... 34
Культура эмоции............................................................. 30
Контроль над эмоциями.................................................... 43
Контрольные вопросы и задания для самопроверки.............. 47
Литература.................................................................... 49
Тема 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: САМООЦЕНКА И УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.......50
Самооценка..................................................................... 50
Условия формирования..................................................... 50
Формирование самооценки................................................ 52
Развитие самооценки ....................................................... 52
Формула Джеймса ........................................................... 54
Методы коррекции самооценки.......................................... 57
Уверенное поведение......................................................... 58
Причины и источники уверенно/о, неумеренного и агрессивного поведения........................................................................ 59
Контрольные вопросы и задания для самопроверки.............. 59
Литература.................................................................... 60
Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ .....................62
4. 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 3. ФРЕЙДА.. 62
Структура личности....................................................... 63
4. 2. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И ТРАНСАКНИОННЫЙ АНАЛИЗ Э. ВЕРНА ..........68
Структурная модель Э/о состоянии.................................. 68
Сверх упрощен на я модель.................................................. 69
Функциональный анализ Э/о состоянии ............................. 70
Идентификация (распознавание) Эга-состоянии................. 71
Трансакции и общение...................................................... 72
Эффективное общение..................................................... 75
Контрольные вопросы и задания для самопроверки.............. 75 Литература.................................................................... 76
Тема 5. КРЕАТИВНОСТЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.........................77
Творчество и креативность.............................................. 79
Творчество как процесс.................................................... 79
Фазы творческого процесса............................................... 80
Подходы к пониманию творчества .................................... 81
Мистичность творчества ................................................ 81
Прагматический подход.................................................... 82
Психодинамичсский подход ............................................... 82
Измерительный подход..................................................... 83
Экстраординарный подход................................................ 83
Междисциплинарный подход............................................. 84
Интегративиый подход.................................................... 85
Инвестиционная теория креативности ............................. 86
Социальная потребность в творчестве и творческих людях 88
Внешние условия созидательного творчества..................... 90
Внутренние условия созидательного творчества................ 91
Факторы, способствующие развитию креативности........... 92 Интеллект...................................................................... 92
Интеллект и социализация личности ................................ 93
Система образования....................................................... 96
Творческие личности........................................................ 97
Контрольные вопросы и задания для самопроверки............. 100 Литература................................................................... 101
Тема 6. РАЗВИТИЕ ГРУППЫ И ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. РУКОВОДСТВО ГРУППОЙ........ 103
Основные характеристики и классификация малых групп .. 104
Понятие малой группы.................................................... 104
Классификация малых групп............................................ 104
Динамика малых групп.................................................... 107
Механизмы формирования группы.................................... 108
Феномен группового давления........................................... 108
Групповая сплоченность.................................................. 109
Групповая поляризация.................................................... 110
Развитие межличностных отношении в группе.................. 111l
Развитие группы............................................................. 113
Группа низкого уровня развития...................................... 116
Признаки группы............................................................ 116
Требования группы к руководителю.................................. 116
Задачи руководителя носят интеграционный характер...... 117
Трудности руководителя при решении этих задач............. 117
Группа среднего уровня развития..................................... 117
Признаки группы среднего уровня развития ...................... 118
Требования к руководителю............................................. 119
Группа высокого уровня развития..................................... 120
Лидерство и руководство в малых группах ....................... 120
Лидерство и влияние....................................................... 122
Руководство малой группой ............................................. 122
Стили руководства (лидерства)...................................... 123
Факторы, определяющие эффективность групповой деятельности 121
Контрольные вопросы и задания для самопроверки............. 121 Литература................................................................... 126
Тема 7. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА .......................127
Понятие мотивации........................................................ 127
Теории мотивации........................................................... 128
Теория мотивации 3. Фрейда.......................................... 128
Теория оптимальной активации....................................... 130
Гуманистический подход. Теория самоактуализации К. Роджерса............................... 130
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестипгера ............... 131
Теория мотивации Д. Аткинсона..................................... 132
Концепция мотивации А. И. Леонтьева........................... 132
Содержательные теории мотивации................................. 133
Процессуальные теории мотивации.................................. 134
Теория ожиданий ............................................................ 134
Психологические особенности стимулирования персонала... 136
Мотивация и общение..................................................... 138
Контрольные вопросы и задания для самопроверки............. 139 Литература................................................................... 140
Тема 8. КОНФЛИКТЫ И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ......................141
Понятие конфликта....................................................... 141
Последствия конфликтов................................................ 141
Социальные дилеммы, конфликты и идея сотрудничества ... 112
Конфликт и совместимость............................................. 143
Условия групповой деятельности, способствующие возникновению конфликта..............144
Психологические особенности, порождающие конфликты в группе............................. 145
Нарушения коммуникации как последствия конфликтов .... 147
Типология конфликта...................................................... 148
Причины конфликтов...................................................... 151
Функции конфликта....................................................... 152
Динамика конфликта...................................................... 154
Стратегии управления конфликтом................................. 156
Межличностные способы управления конфликтом............. 157
Технологии управления конфликтами ............................... 160
Контрольные вопросы и задания для самопроверки............. 165 Литература................................................................... 166
9. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗФ .......167
Задания но курсу «ПСИХОЛОГИЯ» для студентов ЗФ
169 Основная литература, рекомендуемая студентам ЗФ..173
10. ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................... 175
Приложение 1 ........................................................ 175
Приложение 2........................................................ 177
Приложение 3........................................................ 179
11. Список дополнительной литературы.................. 183
Основная литература, рекомендуемая студентам ЗФ
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.. 1999.
3. Бери Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 2002.
4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. — М., 1999.
5. Бойко В. В. Энергия эмоции в общении: Взгляд на себя и на других. М., 1996.
6. Борон Р. и др. Агрессия. - С. 116., 1997.
7. Васильев В. Н. Здоровье и стресс. М., 1991.
8. Гипненрентер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1998.
9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.-Т. 1. — М.,2000.
10. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. - Т. 2. М., 2000.
11. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб., 1997.
12. Квинп В. И. Прикладная психология. - СПб., 2000.
13. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1993.
14. Клеиiков O.I. Основи творчосп oco6hctoctl - К., 1998.
15. Кои И. С. В поисках себя. М., 1994.
16. Конспект лекций «Основы психологии и педагогики». - Одесса, 2002.
17. Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.
18. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994. 19. Макспмепко С. Д. Общая психология. К., 1999.
20. Мсскон М. и др. Основы менеджмента. М., 1998.
21. Мстодуказания «Творчество. Интеллект. Мышление». -Одесса, 1997.
22. Немов Р. С. Психология: Учеб. пособие. - М., 1990.
23. Немов Р. С. Психология: ВЗ кн. М., 1998.- Кн. 1.
24. Немок Р. С. Практическая психология. — М.,2000.
25. Петровский А. В. Общая психология. 2002.
26. Низ А. Язык жестов. Воронеж, 1992.
27. Практическая психология / Под ред. М. К. Тутушки-ной. - СПб., 1998.
28. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1992.
29. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1982.
30. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюна-са. М., 1984.
31. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.
32. РутманЭ. М. Надо ли убегать от стресса? — М.. 1990.
33. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.
34. Скогт Д. Г. Способы разрешения конфликтов (или: Конфликты, пути их преодоления). — К., 1991.
35. Стюарт Я., Джойнс В. Транзактиый анализ. — М., 1997.
36. Хьелл Л., Зпглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
37. Ярошевскнй М. Г. История психологии. М., 1985.
Список дополнительной литературы
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. — М., 1979
2. Васильев И. А., Поплужныи В. А.,Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. — М., 1980.
3. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск. 1989.
4. Грузенберг С. О. Психология творчества. — Минск, 1923.
5. Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.
6. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М., 1985.
7. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. — Тбилиси, 1972.
8. Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 1972.
9. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977.
10. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол. тр. — М., 1969.
11. Пойа Д. Как решать задачу. — Мм 1959.
12. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. — М., 1960. 13. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. — М., 1967.
14. Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971.
15. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О. К. Тихомиров. — М., 1975.
16. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М., 1967.
17. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. — 1990. — № 1.
18. Розет И. М. Психология фантазии. - Минск. 1977.
19. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности и Психологический журнал. - 1998. - № 2
P.S.
- Ильин Е. П. Психология для педагогов
- Лефрансуа Ги. Психология для учителя. Прикладная педагогическая психология.