"Психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей." Колот С.А., Бродецкая Т.Г., Азаркина А.В., Ясюк Т.В. - 2-е изд., стереотип. /Одесс. нац. политех. ун-т., каф. социологии и психологии, авт. Кол.: С.А. Колот, Т.Г. Бродецька, Е.В. Азаркина, Т.В. Ясюк. - Одесса.: Наука и техника, 2004. -184 с.

 

Общая задача авторского варианта курса - Психология» — дать представление о структуре психологического знания и его некоторых осно1юполагающих направлениях, наиболее соответствующих их использованию в практике общения, управления и самосовершенствования личности. Метод, который объединяет представленные здесь темы, отражающие самые полезные, важные и повсеместно принятые достижения психологической науки, вполне адекватен задачам данного курса и реальности. Учебное пособие содержит темы, посвященные психологии индивидуальности и психологии личности, самооценке и уверенному поведению, развитию творческого поведения, групповой динамике, мотивации и психологии конфликта. Приведенная последовательность позволяет комплексно подойти к главной теме практической части курса общению и рассмотреть его достаточно полно в свете различных теоретических представлений.

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................... 7

Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ .... 10

Основные черты темперамента........................................ II

Темперамент и характер.................................................. 18

Типология характера ....................................................... 19

Характер и личность....................................................... 20

Контрольные допросы н задания для самопроверки.............. 21

Литература.................................................................... 25

Тема 2. ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ ..........................26

Понятие об эмоциях......................................................... 28

Классификация эмоции..................................................... 30

Динамика эмоции............................................................. 32

Функции эмоции.............................................................. 33

Эмоции и познание........................................................... 34

Культура эмоции............................................................. 30

Контроль над эмоциями.................................................... 43

Контрольные вопросы и задания для самопроверки.............. 47

Литература.................................................................... 49

Тема 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: САМООЦЕНКА И УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.......50

Самооценка..................................................................... 50

Условия формирования..................................................... 50

Формирование самооценки................................................ 52

Развитие самооценки ....................................................... 52

Формула Джеймса ........................................................... 54

Методы коррекции самооценки.......................................... 57

Уверенное поведение......................................................... 58

Причины и источники уверенно/о, неумеренного и агрессивного поведения........................................................................ 59

Контрольные вопросы и задания для самопроверки.............. 59

Литература.................................................................... 60

Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ .....................62

4. 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 3. ФРЕЙДА.. 62

Структура личности....................................................... 63

4. 2. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И ТРАНСАКНИОННЫЙ АНАЛИЗ Э. ВЕРНА ..........68

Структурная модель Э/о состоянии.................................. 68

Сверх упрощен на я модель.................................................. 69

Функциональный анализ Э/о состоянии ............................. 70

Идентификация (распознавание) Эга-состоянии................. 71

Трансакции и общение...................................................... 72

Эффективное общение..................................................... 75

Контрольные вопросы и задания для самопроверки.............. 75 Литература.................................................................... 76

Тема 5. КРЕАТИВНОСТЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.........................77

Творчество и креативность.............................................. 79

Творчество как процесс.................................................... 79

Фазы творческого процесса............................................... 80

Подходы к пониманию творчества .................................... 81

Мистичность творчества ................................................ 81

Прагматический подход.................................................... 82

Психодинамичсский подход ............................................... 82

Измерительный подход..................................................... 83

Экстраординарный подход................................................ 83

Междисциплинарный подход............................................. 84

Интегративиый подход.................................................... 85

Инвестиционная теория креативности ............................. 86

Социальная потребность в творчестве и творческих людях 88

Внешние условия созидательного творчества..................... 90

Внутренние условия созидательного творчества................ 91

Факторы, способствующие развитию креативности........... 92 Интеллект...................................................................... 92

Интеллект и социализация личности ................................ 93

Система образования....................................................... 96

Творческие личности........................................................ 97

Контрольные вопросы и задания для самопроверки............. 100 Литература................................................................... 101

Тема 6. РАЗВИТИЕ ГРУППЫ И ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. РУКОВОДСТВО ГРУППОЙ........ 103

Основные характеристики и классификация малых групп .. 104

Понятие малой группы.................................................... 104

Классификация малых групп............................................ 104

Динамика малых групп.................................................... 107

Механизмы формирования группы.................................... 108

Феномен группового давления........................................... 108

Групповая сплоченность.................................................. 109

Групповая поляризация.................................................... 110

Развитие межличностных отношении в группе.................. 111l

Развитие группы............................................................. 113

Группа низкого уровня развития...................................... 116

Признаки группы............................................................ 116

Требования группы к руководителю.................................. 116

Задачи руководителя носят интеграционный характер...... 117

Трудности руководителя при решении этих задач............. 117

Группа среднего уровня развития..................................... 117

Признаки группы среднего уровня развития ...................... 118

Требования к руководителю............................................. 119

Группа высокого уровня развития..................................... 120

Лидерство и руководство в малых группах ....................... 120

Лидерство и влияние....................................................... 122

Руководство малой группой ............................................. 122

Стили руководства (лидерства)...................................... 123

Факторы, определяющие эффективность групповой деятельности 121

Контрольные вопросы и задания для самопроверки............. 121 Литература................................................................... 126

Тема 7. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА .......................127

Понятие мотивации........................................................ 127

Теории мотивации........................................................... 128

Теория мотивации 3. Фрейда.......................................... 128

Теория оптимальной активации....................................... 130

Гуманистический подход. Теория самоактуализации К. Роджерса............................... 130

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестипгера ............... 131

Теория мотивации Д. Аткинсона..................................... 132

Концепция мотивации А. И. Леонтьева........................... 132

Содержательные теории мотивации................................. 133

Процессуальные теории мотивации.................................. 134

Теория ожиданий ............................................................ 134

Психологические особенности стимулирования персонала... 136

Мотивация и общение..................................................... 138

Контрольные вопросы и задания для самопроверки............. 139 Литература................................................................... 140

Тема 8. КОНФЛИКТЫ И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ......................141

Понятие конфликта....................................................... 141

Последствия конфликтов................................................ 141

Социальные дилеммы, конфликты и идея сотрудничества ... 112

Конфликт и совместимость............................................. 143

Условия групповой деятельности, способствующие возникновению конфликта..............144

Психологические особенности, порождающие конфликты в группе............................. 145

Нарушения коммуникации как последствия конфликтов .... 147

Типология конфликта...................................................... 148

Причины конфликтов...................................................... 151

Функции конфликта....................................................... 152

Динамика конфликта...................................................... 154

Стратегии управления конфликтом................................. 156

Межличностные способы управления конфликтом............. 157

Технологии управления конфликтами ............................... 160

Контрольные вопросы и задания для самопроверки............. 165 Литература................................................................... 166

9. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗФ .......167

Задания но курсу «ПСИХОЛОГИЯ» для студентов ЗФ

169 Основная литература, рекомендуемая студентам ЗФ..173

10. ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................... 175

Приложение 1 ........................................................ 175

Приложение 2........................................................ 177

Приложение 3........................................................ 179

11. Список дополнительной литературы.................. 183

 

Основная литература, рекомендуемая студентам ЗФ

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.. 1999.

3. Бери Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 2002.

4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. — М., 1999.

5. Бойко В. В. Энергия эмоции в общении: Взгляд на себя и на других. М., 1996.

6. Борон Р. и др. Агрессия. - С. 116., 1997.

7. Васильев В. Н. Здоровье и стресс. М., 1991.

8. Гипненрентер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1998.

9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.-Т. 1. — М.,2000.

10. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. - Т. 2. М., 2000.

11. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб., 1997.

12. Квинп В. И. Прикладная психология. - СПб., 2000.

13. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1993.

14. Клеиiков O.I. Основи творчосп oco6hctoctl - К., 1998.

15. Кои И. С. В поисках себя. М., 1994.

16. Конспект лекций «Основы психологии и педагогики». - Одесса, 2002.

17. Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.

18. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994. 19. Макспмепко С. Д. Общая психология. К., 1999.

20. Мсскон М. и др. Основы менеджмента. М., 1998.

21. Мстодуказания «Творчество. Интеллект. Мышление». -Одесса, 1997.

22. Немов Р. С. Психология: Учеб. пособие. - М., 1990.

23. Немов Р. С. Психология: ВЗ кн. М., 1998.- Кн. 1.

24. Немок Р. С. Практическая психология. — М.,2000.

25. Петровский А. В. Общая психология. 2002.

26. Низ А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

27. Практическая психология / Под ред. М. К. Тутушки-ной. - СПб., 1998.

28. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1992.

29. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1982.

30. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюна-са. М., 1984.

31. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.

32. РутманЭ. М. Надо ли убегать от стресса? — М.. 1990.

33. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.

34. Скогт Д. Г. Способы разрешения конфликтов (или: Конфликты, пути их преодоления). — К., 1991.

35. Стюарт Я., Джойнс В. Транзактиый анализ. — М., 1997.

36. Хьелл Л., Зпглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

37. Ярошевскнй М. Г. История психологии. М., 1985.

 

Список дополнительной литературы

1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. — М., 1979

2. Васильев И. А., Поплужныи В. А.,Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. — М., 1980.

3. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск. 1989.

4. Грузенберг С. О. Психология творчества. — Минск, 1923.

5. Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.

6. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М., 1985.

7. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. — Тбилиси, 1972.

8. Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 1972.

9. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977.

10. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол. тр. — М., 1969.

11. Пойа Д. Как решать задачу. — Мм 1959.

12. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. — М., 1960. 13. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. — М., 1967.

14. Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971.

15. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О. К. Тихомиров. — М., 1975.

16. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М., 1967.

17. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. — 1990. — № 1.

18. Розет И. М. Психология фантазии. - Минск. 1977.

19. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности и Психологический журнал. - 1998. - № 2

 

P.S.

Ильин Е. П. Психология для педагогов

Лефрансуа Ги. Психология для учителя. Прикладная педагогическая психология.

Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов, "Педагогика" Под ред.: Л.А.Регуш, А.В.Орловой

Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. — Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание

Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика