(Источник: http://www.psilib.ru)
Как только ребенку исполняется 5 лет, большинство современных родителей начинают мучиться вопросом: отдавать ли малыша в школу уже через год или дать побыть "маленьким" еще год, продлить детство или ускорить его развитие? На что ориентироваться при поиске решения этой проблемы?
Некоторые ориентируются на свой собственный опыт ("Я пошел в школу с 7 лет и все успел" или "Я училась с 6 лет, да еще и лучше, чем 7-летние одноклассники), но при этом забывают о том, как много изменилось в системе образования за эти годы. Другие родители, напротив, учитывая тот факт, что начальная школа стала 4-летней, считают, что нужно отдавать ребенка в 1 класс, даже если ему нет и 6 лет - успеет "раскачаться" и подтянуться за эти годы! Бывает, что решение о начале школьного обучения принимается и по тщеславным соображениям ("Вон у соседа сын младше и то в школу идет, а наш чем хуже?").
Думаю, что излишне говорить о том, как часто практические психологи сталкиваются позже с такими родителями и их детьми, когда возникающие у первоклассника проблемы вызваны не тем, что плохо в нем самом или в школе, а тем, что ребенок оказался не готов к обучению.
Сразу оговорюсь, что умение читать, считать и писать, которые ваш малыш приобрел дома или в детском саду, еще не являются показателями того, что он готов и к школьному обучению. Не забывайте, что до школы ребенка, конечно, тоже обучают, но это совершенно другие методы (более игровые), другая нагрузка во временном плане (это не 5 уроков по 40 минут!), другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если заметно, что он устал), другая форма организации учебы (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность посидеть на полу, поваляться и т.п.).
Как же тогда принимать решение о начале обучения? Как не ошибиться в таком ответственном шаге, который заложит основу успешности вашего ребенка в течение ближайших 11 лет? Безусловно, самым точным и правильным будет осуществлять индивидуальный подход к вашему сыну/дочери и ситуации их развития. Во-первых, не забывайте, что помимо биологического (паспортного) возраста есть психологический возраст ребенка, который может существенно отличаться от него как в меньшую, так и в большую сторону. Во-вторых, чтобы дать абсолютно верный ответ, готов ли ребенок к школе, необходимо знать о специфике школы, в которую вы его хотели бы отдать. Вполне возможно, что ребенок совершенно готов к учебе в общеобразовательной школе, но еще не является достаточно зрелым для языковой (или математической) школы, в которую вы его определили. Имейте ввиду, что хотя начальные классы везде ставят целью общее развитие детей, тем не менее, если школа специализируется на углубленном изучении каких-то предметов, это обычно все равно отражается на системе преподавания в младших классах (хотя бы в выборе более сложных учебников и повышенных требованиях к профилирующим предметам).
Таким образом, идеальным вариантом для определения готовности к школе является индивидуальная диагностика ребенка психологом и педагогом, причем подобранная с учетом специфики школы, в которую планируется определить ребенка.
Однако в любом случае родителям будет полезно знать, развитие каких способностей подразумевает под собой "школьная зрелость", что ожидается от будущего первоклассника.
В понятии "школьная зрелость" (или готовность к школе) традиционно выделяют три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый из них.
Интеллектуальная зрелость предполагает определенный уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребенка. Для их диагностики существуют целые комплексы психологических методик, но их применение требует определенных знаний и навыков. Поэтому предлагаю вам самостоятельно определить степень развития этих способностей, понаблюдав за деятельностью вашего сына или дочери.
Итак, будущий первоклассник должен иметь:
1. достаточно развитое восприятие - уметь выделять фигуру из фона, определять контуры отдельных фигур среди нескольких наложенных друг на друга изображений, отличать близкие, но не тождественные фигуры;
2. достаточно высокий уровень развития внимания - уметь концентрировать свое внимание на выполняемом задании хотя бы 10-15 минут, даже если оно ему не совсем по душе;
3. довольно развитые тонкие движения руки (мелкая моторика) и координацию своих действий - ребенок должен уметь уверенно работать ножницами и карандашами, проводимые линии должны быть четкими, прямыми (конечно, не такими, как у взрослых, но и не дрожащим зигзагом), он уже должен уметь похоже повторить образец, предложенного узора или рисунка, делить этот образец на части (ориентируясь в пространстве по критериям "право - лево", "верх - низ");
4. объем памяти, достаточный для запоминания с первого раза инструкции к заданию и удержания ее в процессе всего выполнения заданий;
5. хорошо развитое наглядно-образное мышление - уметь создавать законченные узнаваемые образы из конструктора, поделочных материалов, мозаики, в собственном рисунке;
6. основы словесно-логического мышления - дети к 6 годам должны уметь выделять существенные признаки предмета, проводить несложные логические размышления (например, устанавливать последовательность событий), сравнивать предметы, делать выводы, выявлять взаимосвязи между понятиями, строить предложение по аналогии с образцом, делать обобщения (например, объединяя одним словом "транспорт" автобус, трамвай и грузовик) и на основе усвоенных обобщений осуществлять классификацию;
7. сформированные операции мышления, такие, как анализ и синтез - ребенок должен уметь проанализировать закономерности в ряду явлений (знаков, символов), выделить отдельные составные части в предмете (слове, числе), а также наоборот, из отдельных составляющих создать общую картину (слово, схему);
8. определенный запас знаний о себе, своих близких, окружающем мире - предполагается, что 6-летние дети прочно усвоили свои фамилию, имя, отчество, день рождения, адрес, полные имена родителей, род их занятий и т.п., а также владеют достаточными знаниями о мире (имеют представление о разных животных и растений, их отличии друг от друга по видам, о существовании разных стран и городов и т.п.). Если помимо указанных знаний ваш ребенок еще знает буквы и цифры, то это облегчит ему учебу в 1-м классе. А если он уже умеет читать, то это вообще замечательно, хотя и не требуется от детей 6 лет большинством школ (однако, в некоторых гимназиях имеется даже требование к качеству и скорости чтения!).
Эмоциональная зрелость ребенка предполагает, что у него уже формируется такое качество, как произвольность, т.е. уменьшается количество импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал или не думал вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу систематического обучения дети должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (т.е. "надо" уже может перевесить "хочу"). Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребенка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например за совместной со взрослым игрой. Проявляет ли ребенок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли он чрезмерные эмоции (крик, плач, обиды на более удачливых игроков), если проигрывает?
Не менее всего вышесказанного важна и социальная зрелость ребенка. Это неоднозначное понятие. Оно включает в себя одновременно несколько показателей личностной готовности к школе:
1. умение и желание общаться со сверстниками. Мы можем говорить о наличии этого свойства, если ребенок стремится к общению с другими детьми, умеет подчинять свое поведение законам детской группы и правилам игры, имеет опыт приемлемого (без насильственных действий) решения конфликтов и т.д.
2. умение строить адекватные отношения со взрослыми с учетом ситуации общения. Нормально развивающийся ребенок должен понимать, что со взрослыми в школе (и других общественных учреждениях) нужно вести себя не так, как с родителями, бабушкой, дядей или другом отца. Первоклассник должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогами (обращаться на "Вы", не стремиться к излишнему тактильному контакту, использовать лексику, допустимую для общения со взрослыми и т.п.). Девочки и мальчики 6 лет должны понимать условность ситуации обучения, где есть роли ученика и учителя, и даже если учитель шутит или играет с детьми, то им все равно не следует выходить за рамки своей роли ученика.
3. мотивационная готовность к школьному обучению - иными словами у ребенка должно быть желание учиться в школе. При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят ходить в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребенок достиг личностной зрелости (и действительно необходимых для учебы мотивов) только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получать новые знания, умения и навыки, реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе - желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.
Кроме всех рассмотренных свойств нужно учитывать также здоровье ребенка. Если у него выявлены какие-либо хронические заболевания или он относится к часто болеющим детям (с ослабленным иммунитетом), то стоит еще раз задуматься о своевременности решения пойти в школу. В этих случаях желательно посоветоваться с врачом, так как нельзя забывать о том, что адаптация к школе даже хорошо подготовленного к ней первоклассника - это процесс, вызывающий напряжение практически всех систем организма, что приводит к частым заболеваниям в начале учебного года среди детей.
Если, читая эту статью, вас все время посещали мысли типа "Ну конечно, это моя дочь/сын давно умеет и с этим вполне справляется", то скорее всего вас можно поздравить с новым этапом в жизни вашей семьи - идите "первый раз в первый класс".
Если при чтении этой информации вы скорее огорчались и недоумевали, думая "Неужели есть дети, которые все это умеют?", то, вероятно, вам и вашему ребенку лучше подождать со школьным обучением, а посвятить еще год развивающим занятиям дома, в детском саду или дошкольной прогимназии. Если вы чувствуете, что развитие вашего малыша существенно отклоняется от описанных нормативов, то лучше провести диагностику у специалиста (психолога) и организовать специальные коррекционные занятия.
Если же, читая все вышесказанное, вы то успокаивались, то беспокоились, думая "Это, кажется, мой ребенок умеет, но в достаточной ли степени?" или "Объективен ли я как родитель, ведь мой ребенок, естественно, кажется мне самым замечательным", то для решения вопроса о начале обучения в школе лучше привлечь других людей, как специалистов (психолога, педагога), так и просто взрослых, менее вовлеченных в общение с ребенком, чтобы легче было осуществить "взгляд со стороны".
Надеюсь, что в любом случае данная статья окажется вам полезной, помогая сориентироваться в основных направлениях развития ребенка, порадоваться его умениям (ведь это очень серьезные достижения для человека 6-7 лет!) и увидеть имеющиеся недостатки. Однако не стоит зацикливаться на последних - большинство недочетов можно устранить с помощью дополнительных занятий, ведь психика ребенка в этом возрасте еще очень пластична и ее развитием можно руководить. Если вы не чувствуете в себе педагогических талантов, то всегда можно найти специалиста - психолога, который сам будет проводить развивающие занятия, необходимые вашему ребенку, или проконсультирует других взрослых, которые могут проводить эти занятия (бабушку, гувернантку или няню).
Ломтева Т.А.,
психолог
P.S.
- Как подготовить ребенка к школе
Книга “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю. адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы.
В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.
- Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе?
Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?
Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.
- Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)
Как помочь детям учиться? Этот вопрос касается всех родителей. Но далеко не все из них знают, что психологические трудности, которые дети встречают в школе, очень часто уходят своими корнями в дошкольное детство. Автор разбирает на конкретных примерах типичные ошибки, допускаемые родителями, дает практические рекомендации и советы. В книге показано, что игнорирование или недоучет психологических моментов подготовки к школе приводит в итоге либо к неумению учиться, либо к негативному отношению к учебе.
Для родителей, учителей, воспитателей детских садов.
- Визит к врачу - это тоже подготовка к школе
- "ШЕСТИЛЕТНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКИ" Курганов C. - специальный выпуск газеты «Детский сад со всех сторон», №34-35, 2005
Так случилось, что несколько лет назад шестилетних детей на Украине обязали идти в школу. И вот в 2003 году такие первоклассники пришли и в харьковскую гимназию «Очаг». Записи о событиях одного года их учебной жизни и легли в основу этой книги о современных шестилетках. О том, насколько непохожи они на семилетних детей, насколько особенные требуются подходы к их обучению, насколько естественней для них дошкольные, а не классно-урочные формы образования.
Книга Сергея Курганова будет особенно интересна для педагогов комплексов «Детский сад - начальная школа». Но она увлечёт и обычного учителя, и воспитателя старших дошкольников: ведь она показывает, как выглядят сегодня шестилетние дети в глазах внимательного педагога; что означает для них и как может быть организована их встреча с познанием, с грамотой, математикой, природой, друг с другом и со взрослым миром.
Оглавление
Предисловия от редакции
Часть 1. ВЕСЁЛЫЙ ШАР
1.1. И как учить таких первоклассников?
1.5. Письменная речь шестилеток
1.6. Походы в лес, или как мы учились писать
1.7. Сгущение поэтических текстов
1.8. Как в Школе диалога культур учат читать семилетних первоклассников
1.9. Что будут читать шестилетние дети?
1.10. Как начинают читать шестилетние диалогисты
1.12. Диалог о красной точке 16 января 2004 г.
1.13. Разговор с И.Е.Берлянд о кризисе семи лет
1.14. Ще не знаю, яка буде назва…
1.15. Первые попытки обсуждать сказки Чуковского
1.16. Наскальные рисунки. Понятийный диалог для шестилеток
Часть 2. ТОЧКИ УДИВЛЕНИЯ
2.3. Диалог о Крокодиле и Солнце 20 января 2004 года
2.5. Как возникают снежинки? Почему они такие красивые?
2.7. Корней Чуковский - учитель Школы диалога культур
2.8. Книги Владимира Репкина в Школе диалога культур?
2.17. Слово - это приказ? Существительные создаются лаской?
2.18. Мы продолжаем читать Репкина. «Детские» вопросы к звуковому анализу