Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги "Практическая психология в начальной школе" Овчарова Р.В.— М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.

Эта книга для учителей начальных классов, школьных психологов, социальных работников, для всех, кто работает с младшими школьниками. В ней представлены несложные методики определения уровня подготовки ребенка к школе и рекомендации по формированию разноуровневых классов. Подробно рас-сказывается о способах коррекции школьных страхов и тревожности у детей. Интересны разработки уроков человековедения и общения в начальной школе.

Специальная глава посвящена детям, слабо подготовленным к школе, плохо адаптируюшимся в новых условиях.

Завершает книгу глава, адресованная учителю и родителям. Здесь рассказывается, как выявить свои личностные особенности и уровень профессиональной подготовки, как заняться само-менеджментом, наладить контакт учителей с родителями и организовать работу с ними.

 

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИЯ В ШКОЛЕ

В конце книги даны приложения с подробным описанием коррекционных игр, упражнения, задания для использования на уроке и во внеурочное время.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития и для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» — комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.

Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия для ребенка (при подборе соответствующего содержания, соблюдения дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение, в основе которого лежит комплектование классов 1,2, 3-го уровней на основе глубокой психофизиологической и психолого-педагогической диагностики.

Ниже приводятся методики диагностирования детей при поступлении в школу . Онн помогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определить степень школьной зрелости ребенка. Все методики апробированы и при комплектовании разноуровневых классов.

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.

1. Планирование — умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:

низкий уровень — действия ребенка не соответствуют цели;

средний уровень — действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;

высокий уровень — действия ребенка полиостью соответствуют содержанию цели.

2. Контроль — умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью:

низкий уровень — полное несоответствие резульгатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);

средний уровень — частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);

высокий уровень — соответсгвие результатов усилий ребенка по-ставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.

3. Мотивация учения — стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:

низкий уровень — ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;

средний уровень — ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира — находить и использовать эти обобщения;

высокий уровень — явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

РЕБЕНОК К ШКОЛЕ ГОТОВ

Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

4. Уровень развития интеллекта:

низкий — неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

ниже среднего — неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятой;

средний — неумение слушать другого человека, простые логические операции - сравнение, обобщение в форме словесных понятий — выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операции — абстракция, конкретизация, анализ, синтез — допускаются ошибки;

высокий — возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;

очень высокий — возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.

РЕБЕНОК К ШКОЛЕ НЕ ГОТОВ

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель—май). На основании результатов обследования окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комиссия, которая состоит из психолога, физиолога, врача-педиатра и учителя.В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней.

При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром может служить карта-характеристика, в которой заложены три уровня готовности к обучению по следующим параметрам:

1. Психологическая и социальная готовность.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

3. Развитие познавательной деятельности.

4. Состояние здоровья.

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ {СООТВЕТСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ОБВОДИТСЯ КРУЖКОМ)

A. Желание учиться в школе

1. Ребенок хочет идти в школу.

2. Особого желания идти в школу пока нет.

3. Идти в школу не хочет.

Б. Учебная мотивация

1. Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлека-тельность.

2. Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т. д.).

3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

B. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реа-гирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

Г. Организованность поведения

1. Поведение организованное.

2. Поведение недостаточно организованное.

3. Поведение неорганизованное.

ОЕЩАЯ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ и СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уровнем.

2. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

A. Фонематический слух, артикуляционный аппарат

1. Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.

2. В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда).

3. Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).

Б. Мелкие мышцы руки

1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами.

2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением.

3. Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

B. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость

1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, коорди-нирует движения, подвижен, ловок.

2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.

3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен

Г. Координация в системе глаз — рука

1. Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).

2. Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоя-нии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями.

3. При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.

Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

ОБЩАЯ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.

3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Кругозор

1. Представления о мире достаточно развернуты н конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Б. Развитие речи

1. Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.

2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.

3. Слова приходится вытягивать, ответы чаше всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).

В. Развитие познавательной активности, самостоятельности

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не Нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при вы-полнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении задании требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

1. Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого.

3. Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности

1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе доводит дело до конца.

2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке.

3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности

1. Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.

2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие.

3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия.

Ж. Темп деятельности

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

ОБЩАЯ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выше среднего, средний: большинство показателей оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уровнем.

Очень низкий: интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

1. Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, по-влиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания)

2. Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).

3. Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность — сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

Группа здоровья ________________

Заключение ____________________

Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.

Возможен другой подход при обследовании будущих первоклассников.

В основе его принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него тип класса. Такими показателями считаются:

- способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);

- способность к саморегуляции учебной деятельности (осозна- ние цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

- способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);

- способность осуществлять элементарные умозаключения, рас-суждать;

- словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

В этом случае степень готовности ребенка 6—7 лет к обучению определяется при помощи комплекса, состоящего из одного сложного и трех простых тестов. К простым относятся тест фонематического слуха, тест копирования бессмысленных слогов и тест словаря. Сложным является тест кратковременной памяти и умозаключений. Испытание проводится в течение 15-20 мин.

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ И АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Личностно-ориентированное обучение предполагает прежде всего активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

Разработаны различные способы изучения школьной мотивации учащихся начальных классов. Предлагаем один из них, на наш взгляд, наиболее интересный.

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи.

Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме.) Такие ситуации оцениваются 0 баллов

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотиваций, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положи-тельным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Оценивать уровень школьной мотивации можно также с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, нейтральный — 1, положительный — 3 балла).

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе оспишсь одни предметы?

7. Ты часто рассказываешь о шкоде родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25—30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20—24 балла характерны для средней нормы, 15—19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10—14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности — затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность — школу — входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и повелении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Обобщенно картину школьной дезадапташш можно представить следующим образом:

ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Форма дезадаптации Причины Коррекционные мероприятия
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности Недостаточное интеллектуальное и психо-моторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям
Неспособность произвольно управлять своим поведением Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) Работа с семьей; анализ собственного по-ведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) Неправильное воспитание в семье или иг-норирование взрослыми индивидуальных особенностей детей Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика
Школьный невроз, или «фобия школы», — неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» Ребенок не может выйти за границы семейной общности — семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем) Необходимо подключение школьного психолога — семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.

Ниже приводится методика ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации) ребенка. Ребенок должен отнести себя к одной из семи групп в трех сферах общения (семья, коллектив, среда неформального общения).

I Семья

1. Друг.

2. Привязан к родителям.

3. Замкнут, отгорожен.

4. Конфликтен.

5. Примыкает к одному из родных.

6. Разорваны связи с семьей (бродяжничает).

7. Выталкивается из семьи.

II. Коллектив

1. Руководитель.

2. Авторитетный помощник.

3. Формальный помощник.

4. Имеет временные роли.

5. Не имеет определенной роли, но авторитетен.

6. Не имеет роли и поддержки в коллективе.

7. Изолирован.

III. Среда неформального общения

1. Лидер.

2. Приветствуемый.

3. Независим в группе.

4. Примыкает к группе без проблем.

5. Вне группы, но пользуется авторитетом.

6. Примыкает к группе иеной жертв (примыкаемый).

7. Отвергаемый.

КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция — это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.

Страх — эффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия: тревога — эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.

Страхи бывают возрастные и невротические.

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развитая. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.

Невротические страхи метут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний.

Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.

Социальная позиций школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности может спровоцировать появление страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным. В младшем школьном возрасте страх «быть не тем» достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок.

Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.

Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей.

В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка — не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребенком как оценка всей его личности.

«Ты плохой, потому что ты плохо учишься», — говорят ребенку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе и различными страхами.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны Особенно это характерно для эмоционально чувствительных социо-культурно и педагогически запущенных детей.

Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.

Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: боязнь «быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

Выявить страхи младших школьников можно с помощью методов неоконченных предложений и рисования страхов.

Метод неоконченных предложений используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности школьника. Ребенку предлагается закончить предложения. Например:

Когда я думаю о школе ...

Когда я иду в шкоду ...

Когда звенит звонок ...

Когда я вижу учителя ...

Когда у нас контрольная ...

Когда кончаются уроки ...

Когда я отвечаю у доски ...

Когда я получаю двойку ...

Когда учитель задает вопрос, я ...

В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка, которые очень важно знать учителю.

Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Так, преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный той настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус н оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Особую ценность представляет рисование в ipynne по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».

При рисовании целесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц до этого можно попросить детей принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. Цель этого заключается в активизации интереса к рисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нем каких-то затруднений.

УРОКИ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету — планету Людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотрясь в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки человековедения ему преподают сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель. Много лет сотрудничая с учителями начальной школы, я обнаружила их большой интерес к проблемам человековедения. Элементы работы над этой проблемой можно встретить практически у каждого учителя и на каждом уроке. Некоторые проводят специальные уроки практической психологии для детей.

АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества. Содержание курса направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации... Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Если же нет мира с самим собой, люди не могут способствовать развитию доброжелательных отношений с окружающими.

«Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их первым восприятием и пониманием.

Основные понятия

Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Для детей младшего возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Выразительные движения.

Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления — мимика, жесты, пантомимика.

Мимика — выразительные движения мышц лица, передающие определенные чувства и настроения ребенка. Бытует мнение о том, что эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу - сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный... Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной.

Жесты бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, богатством, маловыразительностью, естественностью, спокойствием, порывистостью, робостью, энергичностью.

Пантомимика — это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции «съеживают» его фигуру, положительные, наоборот, «разворачивают». Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной набок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают однообразными, разнообразными, естественными, искусственными, скованными... Общий вид ребенка может характеризоваться как напряженный, расслабленный, скованный, естественный, подавленный, развязанный, распрямленный, сутулый, сгорбленный... Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, они, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом- Это затрудняет процесс коммуникации.

 

Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества. Содержание курса направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации... Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Если же нет мира с самим собой, люди не могут способствовать развитию доброжелательных отношений с окружающими.

«Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их первым восприятием и пониманием.

Чувство собственного достоинства.

Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, — это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают.

В ходе реализации предлагаемого курса нужно помочь таким детям научиться ценить себя, потому что, когда ребенок счастлив и удовлетворен (находится в мире с собой), он переносит это чувство на взаимоотношения с окружающими. Проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими.

Сопереживание.

С ранних лет дети должны понять важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния v чувств других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения.

Самоконтроль.

Дети с низким уровнем самоуважения и сопереживания окружающим часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. А как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

На занятиях по общению изучаем эмоции, проигрываем ситуации взаимоотношений, тренируемся действовать неконфликтно.

Цель курса: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Основные задачи курса

1. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.

3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

4. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) — средствами человеческого общения.

5. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

6. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

7. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения

8. Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

9. Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.

10. Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

11. Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Раздел 1- Язык общения

Ребенок — частица окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка умению видеть взаимозависимость человека и природы, привить любовь к животному и растительному миру, тому, что его окружает.

Ребенок должен понимать, чем отличается человек от других живых существ, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют наши органы чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа).

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого — причина страха, отчужденности, враждебности.

Жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче и образнее донести наши мысли и чувства.

Мимика, выражающая мысли и чувства, способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понять своего собеседника, но и привнести захватывающую живость и подлинную радость в общение друг с другом.

Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами — более высокая ступень человеческого общения.

Попробуйте по-новому взглянуть на своего собеседника. Будьте внимательны ко всем проявлениям его чувств и желаний. Это позволит не только общаться с людьми, но и находить настоящих друзей. При выражении собственного эмоционального состояния важно научиться использовать все доступные выразительные средства. Здесь все имеет значение: определенный наклон или поворот вашей головы, выразительная поза, характерные движения рук, ног и туловища, походка. Активно подключаются выразительные мимические средства.

Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика — наши первые помощники в общении. Понимание и овладение языком жестов и движений нашего тела позволят нам не только стать интересными в общении, но и познавать людей и завоевывать друзей. В этом плане важную роль играет и человеческая память, которая позволяет сохранить и своевременно воспроизвести информацию, необходимую в процессе общения ребенка с окружающим миром.

Раздел 2. Тайна моего «Я»

Образ себя — это то, как каждый ребенок относится к себе, сумма его мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения — собственного достоинства, необходимого для успешной реализации процесса общения.

Путь к себе вовсе не легок. Ребенок должен не просто узнать о наличии собственного «Я», но и научиться оценивать его. Для начала необходимо научиться увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера. Это поможет заложить чувство собственной индивидуальности и личностной уникальности у каждого ребенка.

Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Процесс познания самого себя формирует самооценку ребенка. Важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить поступки окружающих. В дальнейшем это поможет добиваться значительных успехов в общении с другими людьми.

Раздел 3. Как мы видим друг друга

Подлинное человеческое общение начинается с осознания собственного «Я». Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результатом такого взаимодействия является возможность «увидеть» рядом другого человека с присущими ему внешними данными и внутренним миром.

Лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием общения с окружающими детьми.

Способность поставить себя на место партнера по общению помогает лучше понять его, выделить отдельные черты его характера и их проявление в поступках и действиях. Умение взять на себя роль своего партнера учит терпимости к чужим недостаткам, развивает чувство сопереживания. Эти качества формируются у детей младшего школьного возраста с течением времени и могут с успехом применяться ими в дальнейшей практике.

Раздел 4. Этот странный взрослый мир

Умение видеть и понимать окружающих ребенка взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим (дедушке и бабушке, истории их жизни, их реальным делам и поступкам), любви к родителям. Эти качества формируются во взаимодействии ребенка со взрослыми членами семьи в общих домашних делах, на отдыхе, во время праздников .и т.д. Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах. Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, туманное отношение друг к другу, научит понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контакты с окружающими людьми.

Раздел 5. Фантазия характеров

Характер человека — понятие довольно сложное. Однако дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов достаточно легко усваивают информацию о положительных и отрицательных чертах характера. Умение определить личностные черты своего партнера по общению помогает правильно сориентироваться в человеческом взаимодействии, определить линию своего поведения и, значит, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов.

Создание моделей желательного поведения с опорой на определение черты характера поможет заложить у детей первые навыки ориентации в хаосе жизненных ситуаций и столкновений с разными людьми.

Целью занятий по данной теме является формирование чувства собственного «Я», осознание себя как личности со всеми присущими ей чертами. Это постепенно выливается в способность соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, а также наблюдать взаимосвязь между действиями и поступками других людей и складом их характера.

Познание самого себя, умение видеть и передавать эмоциональное состояние партнеров по общению, первое проникновение в причины и суть поведения других людей через изучение наиболее знакомых черт характера позволяют взглянуть на человека со стороны. Это ли не прямой путь к полноценному общению?

Раздел 6. Умение владеть собой

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника.

Одним из компонентов указанного умения является способность к произвольному расслаблению. Сформировать ее у детей младшего школьного возраста несложно, поскольку они по своей натуре очень активны, впечатлительны и легковозбудимы.

Умение расслабляться включает в себя следующие основные компоненты:

— осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

— снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений и деятельности, соответствующей интересам и потребностям ребенка;

— погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

Раздел 7. Культура общения

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться с детьми и т. д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Немаловажную роль в процессе коммуникации играет хорошо развитая речь — средство человеческого общения. Младшие школьники чаще всего в процессе общения используют краткий ответ на вопрос. Максимальную сложность для них представляет связная речь (в частности, рассказ).

Для воспитания речи у детей наиболее приемлем путь от модельных ситуаций общения к реальным.

Основная роль в процессе работы над речью отводится игре- драматизации, поскольку именно через нее ребенок усваивает богатство родного языка, овладевает выразительными средствами, использует разнообразные интонации, отражающие характер и поступки героев, старается говорить четко, «красиво». Исполнение определенных ролей требует воспроизведения ребенком необходимого текста, заучивания определенных литературных выражений, что эффективно влияет на развитие связной речи.

Содержание раздела направлено на ознакомление детей с правилами, существующими в обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение его с другими людьми будет затруднено.

Каждый ребенок должен научиться понимать или хотя бы чувствовать, что он живет среди людей и что каждый его поступок и желание отражается на людях. Поэтому всегда необходимо помнить, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Всегда нужно проверять свои поступки, думать, не причинили ли они зла окружающим.

Предлагаемые задания предусматривают моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обучение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских способностей в игре.

Раздел 8. Мальчик и девочка

Различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Уже в возрасте 6 мес мальчики лучше реагируют на новые или движущиеся предметы, а девочки — на ласковое приговаривание. Еще не осознав своей принадлежности в «сильному полу», мальчик забирается в машину и крутит руль, а девочка протирает тряпочкой дверцу. Они и шалят по-разному, и играют по-разному.

В младшем школьном возрасте, по наблюдениям учителей, мальчики более разносторонни, чем девочки, оптимистичнее их, рассказывают о школе менее обстоятельно, но интереснее, неожиданнее, чаще — о главном, по существу. Они откровеннее, прямодушнее, бесхитростнее. Часто хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стараются произвести наилучшее впечатление. Девочки более скрытны и очень рано начинают понимать, какими хотят видеть их окружающие и чего ждут от них. Они послушнее, «правильнее», приветливее и ласковее с чужими.

Игнорировать эти особенности нельзя, как нельзя игнорировать различия в темпераменте и характере мальчиков и девочек, что сказывается на специфике их общения. Формирование нормальных взаимоотношений мальчиков и девочек — одна из важнейших задач воспитания культуры общения, будущего счастья наших детей, их возможности полноценно «найти себя» в жизни и способности создать крепкую семью.

В мальчике необходимо развивать чувство долга: перед самим собой, другими, перед родителями, женщиной, будущими детьми. Очень важно с раннего возраста воспитывать в мальчике уважение к женщине.

Девочку надо учить быть отзывчивой, понимать состояние других людей и действовать в соответствии с этим. Девочка мила нежностью, но она должна быть осмотрительной, осторожной. Ей суждено стать женщиной, дарить жизнь и, оберегая себя, оберегать будущее. С первых лет девочку готовят к материнству. Ей надо поручать заботу о младших детях в семье, подчеркивая их прелесть и беззащитность, обучать уходу за ними и радости общения с ними. Это происходит естественно — сначала куклы, затем младшие сестренки и братишки.

Девочку учат уважать мужчин в целом как другую половину человеческого рода и конкретно — именно этого мальчика, этого взрослого за его достоинства и поступки.

В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся быть собой, общаться между собой. В последние годы психологи уделяют внимание проблеме полового дипсихизма. Речь идет о том, что в жизни легче адаптируются те люди, которые, безусловно, приняв основные черты личности, свойственные их полу, имеют в характере и лучшие качества, присущие противоположному полу. Мальчик может быть, безусловно, мужественным, но иметь в характере и такие традиционно женские черты, как чуткость, отзывчивость, эмоциональность, обостренное восприятие прекрасного. В еще большей степени это относится к девочке, которой должны быть свойственны как глубинная женственность, так и некоторые черты истинной мужественности: активность, стойкость в трудных ситуациях, упорство в достижении цели, решительность.

В условиях совместной деятельности младшие школьники - мальчики, оказавшись в ситуации угрозы наказания (или ожидания награды), приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу и в пользу своих товарищей. Они не всегда адекватно оценивают свое реальное поведение, оценка эта носит случайный характер.

Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения, хотя эгоистичных девочек в целом больше, чем мальчиков, но они либо намеренно скрывают это и «на публику» демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива.

Исследования психологов показали, что у девочек 6—8 лет во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков, т. е. альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена. Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности и большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения.

Следовательно, в совместной деятельности мальчики и девочки должны учиться быть собой, так сказать, «от противоположного». Говорят, что более всего делает мужчину мужественным слабая женщина, а ее женственной — сильный, настоящий мужчина. Благодаря этому мальчику стыдно плакать при девочке, быть грубым рядом с девочкой и т. д. Это важное обстоятельство необходимо учитывать для полноценного развития личности как мальчика, так и девочки.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.... 3

Общие рекомендации читателю — 5

Глава I. РЕБЕНОК ПРИХОДИТ В ШКОЛУ 7

1. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе .. 7

2. Коррекция школьных страхов I и тревожности у младших школьников 30

3. Методы развития произвольности поведения в младшем школьном возрасте .. 51

4. Уроки человековедения в начальной школе 71

Глава II СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 100

1. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте 100

2. Особенности-личности социально и педагогически запущенного младшего школьника 106

3. Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей 110

4. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся 117

Глава III. КАК ПОМОГАТЬ СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМ ДЕТЯМ 123

1. Работа с детьми при нарушениях развития личности 123

2. Развитие социально и педагогически запушенного ребенка как субъекта общения 136

3. Программа помощи детям с нарушениями структуры самосознания 152

4. Восстановление запущенного младшего школьника как субъекта учебной деятельности 157

Глава IV. УЧИТЕЛЬ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ 170

Самодиагностика профессионально-личностных качеств учителя начальных классов 170

Методы профессионального самосовершенствования педагога  176

Самоменеджмент учителя, или Как лучше организовать свою работу   183

Диагностика и развитие родительской компетентности в семьях учащихся  197

Вместо заключения  214

Приложение 1. Перечень коррекдионно-развиваюших игр, этюдов и упражнений, описанных в книге 216

Приложение 2. Описание коррекпионно-развнваюших игр, этюдов и упражнений, упоминаемых в книге — 217

Литература  235

Рекомендуемая литература

Агаева Е.Л., Брофман В. В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. — М., 1991.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.

Выгодская И.Г., Пеллингер E.JI., Успенская Л.П. Устранение у дошкольников заикания в игре. — М., 1984.

Катаева А.А., Стребаева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.

Летерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М, 1986.

Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психо-технические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.

Чистякова М-И. Психогимнастака. — М., 1990.

 

- Особенности личности ребенка, поступающего в школу. Дошкольник становится школьником.

 

Детская психодиагностика: готовность к школе и школьная зрелость

В методических указаниях по проведению психологического обследование детей-дошкольников на предмет определения готовности к школе представлены методики диагностики основных компонентов школьной зрелости ребенка. Особое внимание уделено методике составления психологического заключения по итогам обследования, а также даны некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Пособие "Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания" Сост. Ю.В. Филиппова предназначено для студентов 4-5 курсов факультета психологии, специализирующихся по "Педагогической психологии". Представленный материал направлен на подготовку студентов для выполнения практических занятий по курсу "Детская психодиагностика" в разделе "Методы диагностики школьной зрелости".

 

Психологическое неблагополучие детей в начальной школе

Аннотация к книге "Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления." Сорокина В.В.:

Нежелание ходить в школу, плаксивость, драчливость, робость — что стоит за проявлениями детского неблагополучия? Автор пытается взглянуть на школьные трудности «глазами самих детей», через проекцию внутреннего мира их переживаний. Использование проективного метода в сочетании с клиническим дает возможность объективировать глубокий комплекс переживаний ребенка. Школьным психологам предлагается специально разработанная последовательность методик, позволяющая провести быструю диагностику психологического неблагополучия детей и наметить пути работы с выявленными проблемами.

 

Готов ли мой ребенок учиться? (http://schoolofcare.ru/)

 

К проблеме обучения шестилетних детей (www.childpsy.ru)

 

Мозг первоклассника u успешная учеба (www.childpsy.ru)

 

Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению (www.childpsy.ru)

 

Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников (http://dp.17ya.ru/)

 

Психологическая поддержка мальчиков и девочек в адаптационный период (www.childpsy.ru)

 

Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса) (www.childpsy.ru)