- "Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для педагогов и психологов дошкольных учреждения." Веракса А.Н. - Мозаика-Синтез, 2012. - 128 c.
Аннотация к книге "Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет.Пособие для психологов и педагогов":
В данном пособии представлена схема проведения индивидуальной психологической диагностики ребенка 5-7 лет. Книга содержит описание методик и методических приемов работы с дошкольниками, правила обработки полученных данных и составления на их основе комплексного психологического портрета ребенка. Пособие издается в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Пособие ориентировано, в первую очередь, на дошкольных психологов, студентов психологических вузов, но также будет полезно всем, кого интересуют вопросы практической психологии.
Содержание
От автора...........................................................3
Особенности развития дошкольника..................................4
Основные направления проведения психологической диагностики............................18
Рекомендации к проведению индивидуального диагностического обследования ..........20
Описание диагностических методик..................................25
Познавательная сфера ...........................................25
Мотивационно-потребиостная сфера..............................69
Эмоционально-личностная сфера .................................71
Пример индивидуального психологического обследования дошкольника ............92
Приложение 1. Характеристика детей с особыми вариантами развития...............104
Приложение 2. Что такое IQ?.......................................122
Приложение 3. Разница в результатах диагностического обследования мальчиков и девочек .......125
Список литературы................................................127
- Детская психодиагностика: готовность к школе и школьная зрелость
- "Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте" Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е., 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
Книга является первым систематизированным изложением теоретических основ и методов нейропси- хологической диагностики детей дошкольного возраста. В ней анализируются теоретические вопросы специ- фики нейропсихологической диагностики детей, рассматриваются возможности и преимущества Луриевского подхода для выявления симптомов недоразвития, дефицитарности и атипичного развития детей. Описаны диф- ференцированные по возрасту методы и приведен стимульный материал (альбом) для нейропсихологической диагностики дошкольников. Даны принципы, критерии и шкалы для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе коррекционно-развивающего обучения. Книга пред- назначена для психологов, логопедов, дефектологов, врачей.
Оглавление
Часть I Теоретические и методологические основы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте
Глава 1. Задачи нейропсихологической диагностики в детском возрасте ....... 6
Глава 2. Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте ...11
Глава 3. Данные апробации методики нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте.... 16
Глава 4. Схема нейропсихологического обследования дошкольников и процедура анализа результатов ... 25
4.1. Общие положения .....25
4.2. Схема и количественная оценка данных нейропсихологического обследования ребенка ....27
Глава 5. Пример применения методики нейропсихологической диагностики дошкольников .......44
5.1. Общие данные о социальном статусе, перинатальном и постнатальном развитии ребенка .......44
5.2. Нейропсихологический синдром в динамике коррекционно-развивающих занятий ........44
Заключение ........56
Литература ........59
Приложение 1. Протокол обследования ребенка 3 лет .......65
Приложение 2. Протокол обследования ребенка 4 лет .......67
Приложение 3. Протокол обследования ребенка 5–6 лет .....70
Приложение 4. Опросник для родителя ........74
Часть II Альбом для нейропсихологического обследования дошкольников
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии
В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.
- "Психодиагностика. Конспект лекций" Лучинин А. С. - М.:Эксмо, 2008.- 37 с.
Конспект лекций по курсу «Психодиагностика» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.
Оглавление
ЛЕКЦИЯ № 1. Истоки психодиагностики
1. Экспериментальная психология. Работы В. Вундта, Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттелла
2. Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства
ЛЕКЦИЯ № 2. Метод тестов
1. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине
2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине 3. Понятие об интеллектуальном коэффициенте (IQ). Работы В. Штерна
ЛЕКЦИЯ № 3. Возникновение группового тестирования
1. Требования практики (массовое обследование больших групп испытуемых)
2. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета»
3. Недостатки и ограничения тестов общих способностей
ЛЕКЦИЯ № 4. Тесты специальных способностей и достижений
1. Факторный анализ как теоретическая основа построения комплексных батарей тестов способностей
2. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена
3. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Л. Терстона
4. Тесты достижений
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные виды диагностических методик
1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса
2. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик. Работы Г. Роршаха (пятна Роршаха), X. Моргана и Г. Мюррея (ТАТ)
ЛЕКЦИЯ № 6. Отечественные работы в области психологической диагностики
1. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева
2. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского
3. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период (20-30-е гг. ХХ в). «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова. Работы М. Ю. Сыркина. Педология. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»
ЛЕКЦИЯ № 7. Методы психодиагностики, их классификация
1. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики
2. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики. Сущность и частота встречаемости. Понятие об объективно-манипуляционных методиках
3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках 4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик
ЛЕКЦИЯ № 8. Метод тестов: достоинства и недостатки
1. Достоинства метода тестов
2. Недостатки метода тестов
ЛЕКЦИЯ № 9. Надежность психодиагностических методик
1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности
2. Стандартизация процедуры обследования. Взаимосвязь надежности и валидности
3. Надежность параллельных форм. Сущность, достоинства и недостатки
4. Надежность частей теста, ее определение методом расщепления. Уравнение Спирмена – Брауна. Определение коэффициента надежности с помощью формул Дж. Фланагана и Рюлона
ЛЕКЦИЯ № 10. Сущность валидности
1. Определения валидности
2. Важнейшие составляющие валидности
3. Основные типы валидности (диагностическая, прогностическая, эмпирическая, критериальная, конструктная, содержательная). Классификация типов валидности
4. Относительность деления валидности на типы. Понятие комплекса валидности. Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик
ЛЕКЦИЯ № 11. Конструктная валидность
1. Сущность, методы характеристики конструктной валидности
2. Конвергентная и дискриминантная валидности
3. Факторная валидность
4. Дифференциальная валидность
5. Валидность по возрастной дифференциации
ЛЕКЦИЯ № 12. Содержательная валидность
1. Сущность, область применения. Этапы валидизации
2. Очевидная валидность
ЛЕКЦИЯ № 13. Критерий валидности
1. Определение. Основное психометрическое неравенство
2. Типы критериев валидности
3. Математическое выражение критерия валидности (коэффициент Гилфорда)
4. Основные схемы валидизации психодиагностических методик
ЛЕКЦИЯ № 14. Стандартизация тестов
1. Тестовые нормы
2. Корреляция качественных признаков
3. Ранговая корреляция
ЛЕКЦИЯ № 15. Измерительные шкалы
1. Номинативные шкалы
2. Порядковые шкалы
3. Метрические шкалы
ЛЕКЦИЯ № 16. Типы тестирования
1. Тестовая батарея
2. Миннесотский многоаспектный личностный опросник
3. Опросник «Шестнадцать личностных факторов»
4. Факторный анализ
5. Шкала «Проявления тревожности»
6. Личностные опросники Айзенка
7. Опросник самоотношения
8. Опросник уровня субъективного контроля
9. «Несуществующее животное»
10. «Нарисуй человека»
11. Тест тематической апперцепции
12. Тест Роршаха
13. Шкалы измерения интеллекта Векслера
14. Шкала памяти Векслера
15. Кубики Коса
16. Компьютерные тесты
17. Контрольные шкалы
18. «Завершение предложения»
19. Критериально-ориентированные тесты
ЛЕКЦИЯ № 17. Профессионально-этические принципы в психодиагностике
1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики
2. Принцип личной ответственности
3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны)
4. Принцип обеспечения суверенных прав личности
5. Принцип объективности
6. Принцип конфиденциальности
7. Принцип психопрофилактического изложения результатов
ЛЕКЦИЯ № 18. Психологический диагноз
1. Кодирование тестовых оценок
2. Шкальные оценки
3. Заключение
-"Психодиагностика. Шпаргалки." Лучинин А. С. - М.:Эксмо, 2008.- 19 с. (на http://bookap.info)
Данная книга предназначена для студентов-психологов и представляет собой конспект лекций по психодиагностике. Подробное изложение материала делает доступным понимание данной дисциплины. Книга станет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.
Оглавление
1. Экспериментальная психология. Работы В. Вундта, Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттелла
2. Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства
3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине
4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна
5. Массовое обследование больших групп испытуемых. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета»
6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона
7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса
8. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик
9. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева
10. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии
11. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период. «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова
12. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики
13. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики
14. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках
15. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик
16. Достоинства метода тестов
17. Недостатки метода тестов
18. Надежность психодиагностических методик. Стандартная ошибка измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности
19. Стандартизация процедуры обследования. Взаимосвязь надежности и валидности. Надежность параллельных форм
20. Надежность частей теста. Уравнение Спирмена-Брауна. Определение коэффициента надежности с помощью формул Фланагана и Рюлона
21. Определения валидности. Важнейшие составляющие валидности
22. Основные типы валидности. Понятие «комплекса валидности». Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик
23. Конструктная валидность. Конвергентная и дискриминантная валидности
24. Факторная валидность
25. Дифференциальная валидность. Валидность по возрастной дифференциации
26. Критериальная валидность
27. Синтетическая и инкрементная валидности
28. Текущая и эмпирическая валидности
29. Прогностическая валидность
30. Содержательная валидность. Этапы валидизации
31. Очевидная, экологическая, иллюзорная (ложная) валидности
32. Критерий валидности. Основное психометрическое неравенство. Типы критериев валидности
33. Математическое выражение критерия валидности (коэффициент Гилфорда). Основные схемы валидизации психодиагностических
34. Тестовые нормы. Корреляция качественных признаков
35. Ранговая корреляция
36. Измерительные и метрические шкалы
37. Номинативные шкалы
38. Порядковые шкалы
39. Тестовая батарея
40. Миннесотский многоаспектный личностный опросник
41. Опросник «Шестнадцать личностных факторов»
42. Факторный анализ
43. Шкала «Проявления тревожности». Опросник самоотношения
44. Личностные опросники Айзенка
45. Опросник уровня субъективного контроля
46. «Несуществующее животное». «Нарисуй человека»
47. Тест тематической апперцепции
48. Тест Роршаха
49. Шкалы измерения интеллекта Векслера
50. Шкала памяти Векслера
51. Коса Кубики
52. Компьютерные тесты
53. Контрольные шкалы. «Завершение предложения»
54. Критериально-ориентированные тесты
55. Кодирование тестовых оценок. Шкальные оценки
56. Психологический диагноз. Заключение
- "Диагностика психологической готовности к школе" Серова Л.И. (на http://www.psyinst.ru)
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Оглавление
Краткие итоги дошкольного развития ребенка.
Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Волевая готовность к школьному обучению.
Нравственная готовность к школьному обучению.
Уровень и специфические особенности мышления дошкольника.
Процедура определения психологической готовности к школе.
- "Общая психодиагностика. Учебник." А.А.Бодалев, В.В.Столин, В.С.Аванесов, В.С.Бабина, Е.М.Борисова, В.Б.Быстрицкас, А.В.Визгина, А.И.Зеличенко, М.Ш.Магомед-Эминов, Ю.М.Орлов, С.Р.Пантилеев, В.И.Похилько, В.Е.Семенов, Е.Т.Соколова, Е.О.Федотова, Г.Т.Хоментаускас, А.Г.Шмелев, А.М.Эткинд. - СПб.: Издательство «Речь», 2000.
В учебнике известных отечественных психологов представлены различные школы и направления мировой психодиагностики. Книга изобилует научными фактами, описаниями экспериментов и лабораторных работ, богата иллюстрирована практическими и методическими материалами.
- "Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие." Щетинина А.М. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
Пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.
Предназначено студентам вузов и педагогических колледжей, преподавателям, психологам и педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Литература
1. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и ре- акций. - Новгород, 1992.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996.
3. Деятельность и взаимоотношения дошкольников /Под ред. Г.А.Репиной - М., 1987.
4. Забрамная Н.И. От диагностики к развитию. - М.. 1998.
5. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. - Псков, 1997.
6. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.
9. Обучение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. - М., 1987.
10. Общение и развитие психики: Сборник научных трудов. - М., 1986.
11. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Б.Венгера. - М., 1987.
12. Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Г.А.Репиной - М., 1978.
13. Психология формирования личности и проблемы обучения: Сборник научных трудов. - М., 1980.
14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.
15. Худик В.А. Диагностика детского развития. Методы исследования. - К.: Освита, 1992.
16. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. - М., 1998.
17. Чистякова М.И. Психодиагностика /Под ред. М.И.Буянова. - 2-е изд. - М., 1995.
18. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9.
Содержание
Предисловие.....3
Раздел 1. Диагностика эмоциональной сферы.....5
Опросник "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей" (А.М.Щетинина)....5
Проективная методика "Неоконченные рассказы" (Т.П.Гаврилова).....7
Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М.Щетинина)..... 8
Проективная методика "Рисунок человека".....12
Опросный лист (Н.Артюхина, А.М.Щетинина).....12
Раздел 2. "Я-сам" ....15
Беседа "Расскажи о себе" (А.М.Щетинина).....15
Изучение сформированности образа "Я" и самооценки ....18
Методика "Два дома" ....19
Методика "Лесенка Щур" (после 4-х лет).....20
Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе (А.М.Прихожан, З.Василяускайте).....22
Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы .....25
Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина)......27
Карта проявлений активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова) .....28
Карта проявлений инициативности (А.М.Щетинина) .....29
Тест на развитость самоконтроля .....29
Тест ДДЧ (дом, дерево, человек) (Дж. Бак) ....31
Тест "Несуществующее животное"......36
Раздел 3. "Я - другие"......39
Тест "Маски" (с 5-лет).....39
Методика одномоментных срезов.....41
Методика "Выбор в действии" ......42
Методика "Игровая комната" (для детей 5-7 лет).....43
Методика "Неоконченные ситуации" (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс).....44
Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)......45
Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М.Щетинина).....47
Методика особенностей межличностных отношений ребенка (Р.Жиль).....52
Тест "Рисунок семьи".....56
Методика "Неоконченные предложения" (А.М.Щетинина) ... 67
Раздел 4. Методика исследования социального интеллекта (Дж.Гилфорд, М.Салливен) ....68
Раздел 5. Социальная готовность ребенка к школе.....79
Литература ....85