"Психология для педагогов." Ильин Е. П. — СПб.: Питер, 2012. — 640 c.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов Особое внимание уделено психологическим сведениям. актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.
Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога». «Психология обучения», «Психология воспитания». «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.
Оглавление
Предисловие ...................................................... 9
Введение, или Зачем педагогу психологические знания .................12
Раздел первый
Психология деятельности педагога
Глава 1. Деятельность педагога......................................20
1.1. Педагогическая деятельность и ее структура ...................................20
1.2. Этапы педагогической деятельности...........................................21
1.3. Педагогические задачи и их решение...........................................22
1.4. Функции педагога.............................................................23
1.5. Формирование мотивов учебной деятельности.................................25
1.6. Создание адекватного педагогической задаче эмоционального фона.............27
1.7. Этапы организации учебной деятельности .....................................30
1.8. Изучение педагогом личностей учащихся......................................31
Глава 2. Педагогическое общение....................................33
2.1. Понятие «общение», его виды .................................................33
2.2. Характеристики педагогического общения.....................................34
2.3. Средства общения.............................................................38
2.4. Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения .........41
2.5. Умения педагога, влияющие на эффективность общения .......................47
2.6. Педагогический такт..........................................................49
2.7. Культура речи педагога........................................................50
2.8. Личностные особенности педагогов, затрудняющие общение с учащимися ......53
2.9. Общение и взаимоотношения учителей с родителями учащихся ................57
Глава 3. Установление взаимопонимания педагога и учащихся............60
3.1. Сущность взаимопонимания и этапы его установления.........................60
3.2. Восприятие педагогами учащихся и возникновение первою впечатления о них.....61
3.3. Изучение и понимание педагогом учеников....................................66
3.4. Особенности восприятия педагогов учащимися ................................70
3.5. Обеспечение педагогом понимания его учащимися.............................74
3.6. Сближение позиций педагога и учащихся......................................75
3.7. Установление взаимопонимания педагога и учащихся..........................76
3.8. Сотрудничество педагога с учащимися.........................................82
3.9. Типизация учащихся педагогами ..............................................83
Глава 4. Виды и формы воздействий педагога на учащихся...............84
4.1. Виды воздействий.............................................................84
4.2. Проявление внимания к учащемуся............................................85
4.3. Просьбы и требования педагога................................................85
4.4. Убеждение и внушение........................................................88
4.5. Разъяснение ..................................................................89
4.6. Принуждение.................................................................90
4.7. Оценка действий, поступков учащихся и успешности выполнения ими учебных заданий.........91
4.8. Поощрение....................................................................96
4.9. Наказание ....................................................................98
4.10. Использование юмора, шутки .............................................. 102
Глава 5. Поведение педагога в конфликтных ситуациях ................104
5.1. Конфликтные ситуации и конфликты........................................ 104
5.2. Причины возникновения конфликтов педагога с учащимися.................. 105
5.3. Условия, способствующие возникновению конфликтов ...................... 108
5.4. Фазы развития конфликта................................................... 109
5.5. Исходы конфликтных ситуаций ............................................. 110
5.6. Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации.............. 113
5.7. Педагогическое управление конфликтом между учащимися .................. 116
Раздел второй
Психология обучения и воспитания
Глава 6. Психологические основы обучения..........................118
6.1. Обучение и его психологические закономерности ............................ 119
6.2. Дидактические принципы................................................... 120
6.3. Психолого-педагогические характеристики учебного материала .............. 123
6.4. Виды обучающих воздействий............................................... 125
6.5. Контроль за деятельностью учащихся........................................ 126
6.6. Опрос учащихся и его психологические особенности ......................... 127
6.7. Отметка и ее психологическое воздействие................................... 129
6.8. Психологическая характеристика различных систем обучения................ 134
Глава 7. Психологические особенности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ........145
7.1. Активизация познавательной деятельности учащихся........................ 145
7.2. Способы поддержания устойчивого внимания на уроке....................... 150
7.3. Невнимательность учащихся, ее причины и последствия ..................... 151
7.4. Организация эффективного восприятия учебного материала на уроке ........ 152
7.5. Организация условий для лучшего запоминания учебного материала учащимися......... 154
Раздел третий
Психология воспитания
Глава 8. Социально-психологические закономерности формирования коллектива и воспитания в нем учащихся ...............168
8.1. Понятие о социальной группе и коллективе.......................................168
8.2. Социальный статус учащихся в учебной группе...................................172
8.3. Стадии развития коллектива учащихся ...............................................179
8.4. Психологические особенности воспитания учащихся в коллективе ......................181
8.5. Общественное мнение ученического коллектива н психологические особенности его формирования...................184
Глава 9. Психологические аспекты формирования нравственности учащихся.............192
9.1. Что такое нравственность и нравственное воспитание........................ 192
9.2. Дисциплинированность как нравственное качество ............................ 193
9.3. Ответственность (чувство долга) ............................................ 196
9.4. Психолого-педагогические условия формирования нравственности........... 198
9.5. Этапы формирования нравственного поведения учащихся....................203
9.6. Смысловой барьер в воспитании.............................................204
9.7. Учет возрастных особенностей личности учащихся в процессе нравственного воспитания.....................207
9.8. Психология воспитания учащихся с отклоняющимся (девиантным) поведением ..........213
Глава 10. Психологические аспекты воспитания у учащихся стремления к самосовершенствованию.......217
10.1. Психологические особенности развития самостоятельности учащихся.......218
10.2. Формирование эталона (идеала)............................................222
10.3. Самопознание и самооценка как побудители самосовершенствования .......224
10.4. Этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников.......231
10.5. Возрастные особенности самовоспитания...................................236
10.6. Типичные ошибки самовоспитания.........................................237
Глава 11. Трудовое воспитание и профориентация учащихся............239
11.1. Воспитание положительного отношения к труду............................239
11.2. Самоопределение учащихся и выбор ими профессии ........................242
11.3. Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников.......245
11.4. Профессиональное самоопределение школьников разного пола..............246
11.5. Профориентационная работа учителя.......................................249
Раздел четвертый
Психологическая характеристика педагогов
Глава 12. Компоненты профессионального мастерства педагога..........253
12.1. Педагогическая направленность (призвание)................................253
12.2. Знания (эрудиция) педагога................................................255
12.3. Умения педагога...........................................................258
12.4. Способности н профессионально важные качества педагога .................261
12.5. Авторитет педагога.........................................................274
Глава 13. Индивидные и личностные особенности современных педагогов.....279
13.1. Особенности личности людей, избравших учительскую профессию..........279
13.2. Особенности мотивационной сферы педагогов..............................285
13.3. Особенности эмоциональной сферы педагогов..............................287
13.4. Стрессоустойчивость педагогов.............................................293
13.5. Агрессивность педагогов ...................................................293
13.6. Психофизиологические особенности учителей..............................296
13.7. Возможности использования некоторых тестов для профотбора педагогов........297
13.8. Психологические особенности педагогов-руководителей....................299
13.9. Имидж педагогов...........................................................305
Глава 14. Стилевые особенности педагогов...........................309
14.1. Стнли деятельности воспитателей детского сада ............................310
14.2. Стили деятельности учителей..............................................311
14.3. Стиль деятельности и свойства нервной системы и темперамента............317
14.4. Стили педагогического руководства и их восприятие учащимися............319
14.5. Стили педагогического общения............................................325
14.6. Психолого-педагогические особенности опроса учащихся учителями с различными стилями руководства............333
14.7. Особенности оценивания учащихся педагогами с разными стилями руководства....................334
14.8. Типы учителей.............................................................336
14.9. Гендерные различия деятельности и личности педагогов ....................340
Глава 15. Психологические аспекты становления профессионального мастерства педагога.............343
15.1. Этапы профессионального развития педагога...............................343
15.2. Различия между молодыми и опытными педагогами.........................345
15.3. Трудности в работе молодых учителей......................................351
15.4. Особенности продуктивных и непродуктивных педагогов...................354
15.5. Психологические особенности преподавателей вузов разного уровня мастерства.............360
15.6. Критерии оценки педагогического мастерства...............................365
P.S.
- Лефрансуа Ги. Психология для учителя. Прикладная педагогическая психология.
- Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика
- "Психология. Учебное пособие" Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина, Н. М. Трофимова, Н. В. Щиголева // Под ред. д-ра псих. наук Н.Б. Трофимовой – Воронеж. ВГПУ, 2012 - 192 с."
Учебное пособие раскрывает вопросы основных разделов психологии, соответствующих содержанию учебных дисциплин: «Психология человека», «Психология развития», «Педагогическая психология». Представлен теоретический материал по данным дисциплинам, приведены контрольные вопросы по темам изучения, имеется список литературы по каждой теме, предложен список основных понятий. Разработаны вопросы к зачетам и экзамену. Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки.
Содержание
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 4
1.1. Предмет и задачи дисциплины «Психология человека» 4
1.2. Антропологический и эволюционный подходы к изучению человека. 9
1.3. Психика и сознание 12
1.4. Человек как субъект познания, общения и деятельности. 18
1.5. Деятельность как способ социальной жизни человека 27
1.6. Формы взаимодействия человека с окружающим миром. Личность. Индивид. Субъект. Универсум. Индивидуальность. 30
1.7. Психические процессы 39
1.8. Эмоции и чувства 52
1.9. Воля 57
1.10. Индивидуально-психологические свойства личности 62 Вопросы для промежуточной аттестации 72
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 74
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ 74
2.1. Основные понятия, предмет и задачи психологии развития 74
2.2. Теории развития и периодизации развития 79
ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ 87
2.3. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве 87
2.4. Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве 98
2.5. Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте 107
2.6. Психическое развитие в юношеском возрасте 112
Вопросы для промежуточной аттестации 123
РАЗДЕЛ III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 124
3.1. Педагогическая психология как наука 124
3.2. Обучение и развитие. Обучаемость. 130
3.3. Теория учебной деятельности 134
3.4. Теории обучения 143
3.5. Психология воспитания 150
3.6. Социально-психологические аспекты воспитания 155
3.7. Личность учителя. Педагогические способности учителя 166
3.8. Психология педагогической деятельности 172
3.9. Педагогическое общение 178
Вопросы для промежуточной аттестации 186
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ» 187
- "Практикум по психологии Человека: Учебное пособие для вузов." Трофимова Н.М., Трофимова Н.Б., Поленякина Е.В./ Под ред. д-ра.пед.наук, профессора Н.М. Трофимовой. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 232 с."
Данное пособие содержит материал для проведения семинарских и практических занятий по курсу «Психология человека»: задачи и вопросы, направленные на углубленное освоение знаний по данной дисциплине, на развитие навыков свободного владения психологическим материалом, психодиагностические методики для изучения особенностей психического развития человека, темы для рефератов, список рекомендуемой литературы по каждому занятию.
Учебное пособие ориентировано на студентов педагогических вузов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ – НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ
Тема 1: Человек и его познание. Предмет, задачи и методы современной психологии 4
Тема 2: Развитие психики в филогенезе. Сознание как интегративный способ бытия человека. 18
РАЗДЕЛ II ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ КАК СПОСОБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Тема 3: Деятельностное бытие человека 26
Тема 4: Общение человека
РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Тема 5: Индивидные свойства человека. 49
Тема 6: Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека 54
Тема 7: Человек как личность и индивидуальность
Тема 8: Характер человека
Тема 9: Способности человека
РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА 10: Ощущение 109
Тема 11: Восприятие
Тема 12: Внимание
Тема 13: Память
Тема 14: Мышление
Тема 15: Воображение
Тема 16: Речь
Тема 17: Эмоции и чувства
Тема 18: Воля 208
РАЗДЕЛ V. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
Тема 19: Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов 220
Тема 20: Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов