Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И.—— М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).

Книга Н.И. Гуткиной — результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.

Особенностью книги является то, что важные научные положения изложены ясно и просто, что делает книгу доступной для любого интересующегося этой проблемой, хотя в первую очередь она предназначена для детских практических психологов. Книга также может служить пособием для преподавателей психологии и студентов-психологов, педагогов и студентов педагогических вузов, работников дошкольных воспитательных учреждений и родителей.

 

Раннее обучение детей в детских садах, а теперь в дошкольных гимназиях приводит к сокращению свободной игры в период от 5 до 7 лет. Недоразвитие игры именно в это время, с точки зрения Д.Б. Эльконина, наносит ребенку непоправимый вред, поскольку в этот период в игре развиваются мышление, воображение, фантазия, мотивационная сфера и др.

 

Дети в игре удовлетворяют потребности, которые они в данный момент не могут удовлетворить в жизни. Например, в действительности маленький ребенок не может быть космонавтом, а в игре — пожалуйста. При этом, играя в космонавта и воображая ситуацию космического полета, он переживает на полном серьезе все придуманные приключения и соответственно испытывает разнообразную гамму чувств и эмоций.

 

Подмена живых игр "телевизионными" приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду. В этом смысле слушание сказок, рассказов, повестей гораздо ближе по своему развивающему эффекту к игре, поскольку ребенок должен сам представить и вообразить описываемых персонажей и ситуации, то есть здесь присутствуют и фантазия, и образное мышление, и внутренний план действия. На сегодняшний день дошкольники явно не доигрывают в игры, необходимые для их нормального психического развития.

 

Слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка;

К моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещают до школы группы по подготовке к школе и дошкольные гимназии, где педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма. Но психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов, в дошкольных гимназиях и мини-лицеях. Она возникает постепенно как итог всей дошкольной жизни ребенка.

Все компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми.

Оглавление

Предисловие

Психологическая готовность к школе и "зона ближайшего развития"

Определяющая роль мотивации в готовности к школьному обучению

Внутренняя позиция школьника и мотивы учения

Доминирование социальных мотивов учения

Доминирование познавательной мотивации

Произвольность как компонент готовности к школе

Произвольность - функция мотивации

Импульсивное и произвольное поведение

Волевое поведение

Организующая функция намерения

Волевое и полевое поведение в теории К. Левина

Глава II Диагностические методы определения психологической готовности к школьному обучению

Диагностико-коррекционная программа Г. Витцлака

Задание 1. Истории в картинках

Задание 2.Знание цвета

Задание 3. Заучивание четверостиший

Задание 4. Знание предметов

Задание 5. Процесс счета

Задание 6. Порядок счета

Задание 7. Классификация предметов

Задание 8. Восприятие количества

Задание 9. Размещение фигур

Задание 10. Сравнение картинок

Задание 11. Воспроизведение четверостиший

Задание 12. Понимание цвета и формы

Задание 13. Нахождение аналогий

Задание 14. Описание картинки

Задание 15. Учебный тест на сравнение величины

Задание 16. Срисовывание

Задание 17. Раскладывание по образцу

Диагностико-коррекционная программа X. Бройера и М. Войффен

Методика "Проверка способности к дифференциации"

Методика "Краткий метод проверки уровня развития устной речи"

"Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йирасека

Диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью

Методика "Узор" Л.И. Цеханской Методика

"Графический диктант" Д.Б. Эльконина

Методика "Рисование по точкам", или "Образец и правило", А.Л. Венгера

Методика определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой

Диагностика учебной мотивации как критерия готовности к школе

Мотивационная сфера

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка

Экспериментальная беседа по выявлению "внутренней позиции школьника"

Произвольность

Методика "Домик"

Методика "Да и нет"

Интеллектуальная и речевая сфера

Методика "Сапожки"

Методика "Последовательность событий"

Методика "Звуковые прятки"

Процедура определения готовности к школе

Глава III Психологические портреты шестилетних и семилетних детей 90-х годов XX столетия

Можно ли "научить" психологической готовности к школе

Сравнение психологической готовности к школе шестилетних и семилетних детей

Шестилетки

Мотивационная сфера

Произвольность

Интеллектуальная и речевая сфера

Семилетки

Мотивационная сфера

Произвольность

Интеллектуальная и речевая сфера

Глава IV Развивающая работа, способствующая появлению психологической готовности к школе

Развивающая и коррекционная работа

Группы и классы развития

Методологические принципы и методика работы в группе (классе) развития

Методологические принципы работы в группе (классе) развития

Методика развития познавательной мотивации и произвольности в учении

Приложение

Игры, используемые в группе развития

Логические игры

Составь загадку

Лодочки

Точки, снежинки, палочки

Составь рассказ

Игры, развивающие фонематический слух

Эхо

Расколдуй слово

Игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка

Краски

Ловля рыб

Цветы

Птицы

Птицелов

Игры, развивающие внимание и память

Пуговицы

Исчезнувший предмет

Что изменилось?

Хамелеон

Найди различия

Зашумленные картинки

Зеркало

Сокол и лиса

Рыбаки

Полярная сова и евражки

Черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите

Почта

Птичка

Ригу-рагу

Летит - не летит

Дай ответ

Игры, развивающие моторику ребенка

Палочки

Бирюльки

Дорожки

Стая уток

Колечко

Литература

 

 Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2, М, 1982.

2. Белопольская Н. Л. Экспериментальное изучение учебных и игровых мотивов деятельности в целях диагностики задержки психического развития у детей 7-8 лет // Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974.

3. Белопольская Н. Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Дисс.... канд. психол. наук. М., 1976.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

 

P.S.

Рекомендуем:

Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе

В учебном пособии рассматриваются основные теоретические концепции и проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе, представлены различные аспекты психического здоровья школьников. Показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов психологической готовности.

 

В каком возрасте отдать ребенка в школу? Пора ли в школу?

 

- Л. А. Венгер, А. Л. Венгер Готов ли ваш ребенок к школе?

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

 

- Готов ли ваш ребенок к школе ?

Аннотация к книге "Готов ли ваш ребенок к школе?. Книга тестов для детей 6-7 лет": Книга представляет собой сборник тестов, которые часто используются при тестировании детей перед поступлением в школу. С помощью этих тестов родители смогут проверить, готов ли их ребенок овладению письмом, хорошо ли он читает, достаточно ли развиты у него математические представления, память, внимание, мышление, речь и воображение. Книга также поможет родителям определить объем знаний ребенка об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.

 

Как подготовить ребенка к школе

Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.: Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы. В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.